Узелковый батик
Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Однако гладкокрашенные ткани получают одноцветную окраску, а разные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками.
Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для летней одежды (майки, футболки, юбки, платья), для декоративных изделий (шторы, занавески, ширмы, чехлы), а также единичных изделий (шарфы, скатерти, салфетки). Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком).
Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения .
После крашения и промывки узелки развязывают, при этом можно получить разные, очень интересные и неожиданные рисунки одного цвета, но с растяжкой от светлого к темному оттенку, поскольку краска неравномерно впитывается материалом в связанных и не связанных узелками местах. Под нитками, которыми связана ткань, она не закрашивается и остается как есть, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, и получается цветовая растяжка.
Чтобы получить более интересный и многоцветный рисунок, такое крашение можно повторить 2-3 раза красками других цветов. Для этого после первого окрашивания и промывки материала узелки не развязывают, а наоборот завязывают новые на других закрашенных уже участках ткани и снова красят в ванной другого цвета, так получают уже большее количество тонов и еще более интересный рисунок. Это можно повторить и третий раз, навязав новых узелков по полученному после второго крашения цвету. Такое крашение делается от светлого цвета (первое крашение) до самого темного (третье крашение). Но необходимо знать законы смешивания цветов, чтобы получить конечную красивую окраску.
Узелковое крашение делается на различных тканях - хлопчатобумажных, вискозных, льняных, шерстяных, натуральном шелке, ацетатных, триацетатных и капроне - разными классами красителей. Лучше всего для этого подходят прямые, активные, кислотные или дисперсные красители. Можно применять также и натуральные красители.
Во время завязывания узелков нитками их следует затягивать очень прочно и туго. Чем толще ткань, тем сильнее затягивается нитка, и тем тоньше она должна быть. Нитки берутся суровые или отбеленные, так как цветные нитки обычно при крашении линяют и дают нежелательную окраску. Однако цвет можно предварительно запланировать, используя во время вязания узелков нитки определенной окраски.
Способы складывания тканей и завязывания узелков
Чтобы получить самый простой орнаментальный узор , необходимо кусок ткани присобрать в одном месте и обвязать веревкой или шнуром (рис. 1). После крашения образуется слегка извилистая светлая полоса.
Орнаментальные полосы. Сначала следует пометить композицию полос на ткани, а потом равномерно проложить стежки иголкой с ниткой по намеченным линиям, концы ниток стянуть, проследить, чтобы складки образовывались равномерно. Ткань присобрать, и по стянутым ниткой участкам ткани прочно перевязать шнуром или нитками (рис. 2). После крашения ткань промывают в теплой и холодной воде, разрезают и вытягивают нитки, ткань подсушивают и во влажном состоянии проглаживают.
Орнаментальные полосы, но другого характера , можно получить при помощи двух дощечек. Ткань складывают «гармошкой», закладывают между двумя дощечками и, прочно зажав, перевязывают (рис. 3). Ширина полосы зависит от укладки ткани - чем дальше от краев дощечек будет выступать ткань, тем шире будут цветные полосы. Зажатую между дощечек ткань вместе с ними бросают в красильную ванну и красят. Дощечки должны быть из неокрашенного дерева, не покрытого ни морилкой, ни лаком.
Более простым способом можно получить параллельные полосы , сложив ткань в виде плиссировки, замотав нитками (рис. 4а). Более сложный узор получится если обмотать ткань в виде конуса (рис. 46). После крашения ткань тщательно промывают, и если в рисунке нужны еще полоски другого цвета, ткань заново складывают так, чтобы места запланированных полосок были на сгибах ткани.
Чтобы получить узор в клеточку , необходимо повторно сложить ткань «гармошкой» в противоположном направлении с одинаковой шириной складывания ткани, затем обвязать нитками (рис. 5). Клетчатый узор можно получить и одноразовым и многоразовым крашением. Ткань нужно сложить равномерно в одном, потом в другом направлении так, чтобы образовался квадрат. Рисунок квадрата можно получить и при помощи дощечек. Сложенную квадратом ткань зажимают между двумя дощечками и перевязывают. От того, насколько дощечки закрывают ткань, зависит размер белых квадратов на цветном фоне.
Чтобы получить более сложный рисунок в виде квадратиков , нужно по намеченным линиям прошить кусок ткани нитками (рис. 6), потом их стянуть. Хорошо стянутые нитки не дадут ткани покраситься в этих местах, образуя светлые полосы.
Можно этот рисунок усложнить: после того как нитки стянуты, можно другими нитками, хаотично, туго обмотать этот кусок ткани (рис. 7). Получится очень красивый рисунок: квадраты с мраморными разводами .
Простой мраморный эффект можно получить, обмотав в хаотичном порядке кусок ткани (рис. 8), а затем его покрасив.
Сделав наметки на ткани по диагонали, прошив, а затем затянув нитки по этим наметкам (рис. 9), получим диагональные полосы .
Более красивые и сложные диагональные полосы получатся если по намеченным линиям ткань сложить в виде плиссировки и обмотать нитками (рис. 10).
Если ткань сложить втрое, а затем; заплиссировать по диагонали и связать нитками (рис. 11), то после покраски мы получим красивый узор в виде елочки .
Сложенная вчетверо, а затем заплиссированная по диагонали и связанная нитками ткань (рис. 12), образует красивую звезду в виде креста .
Прямоугольную ткань складываем вдвое, потом еще раз вдвое, затем по намеченному рисунку прошиваем и стягиваем нитки (рис. 13). В результате этих операций получится четкий рисунок ромба .
Если ткань сложить по диагонали, а потом сделать плиссировку по намеченному рисунку и обмотать нитками (рис. 14), то получим диагональные полосы в сочетании с ромбами .
Если сложить ткань вдвое, а затем по намеченному рисунку в виде лучей, выходящих из одной точки, заплиссировать ее и связать нитками (рис. 15), то получим лучеобразный рисунок . Этот рисунок хорошо подходит для платья, так же, как и следующий рисунок V-образной формы : складываем ткань вдвое, а затем плиссируем по диагонали и крепко обматываем (рис. 16).
Красивый калейдоскопический узор получается если мы у куска ткани противоположные уголки сложим в виде конвертика несколько раз, а потом свяжем (рис. 17) и покрасим. Можно попробовать другие варианты: уголки не складывать, а откидывать назад и т.п.
Красивый узор в виде полоски с цветообразными розетками можно получить если ткань сложить и заплиссировать, а потом верхние уголки на сгибах загнуть вниз, обмотать и затянуть нитками (рис. 18).
Похожий, но более сложный рисунок мы получим если у заплиссированной ткани загнем уголки сначала в одну, потом в другую сторону, сложим пополам и затянем нитками (рис. 19).
Следующие два варианта дают нам зигзагообразный рисунок :
1) сложенную вчетверо ткань посередине отгибаем в разные стороны, уголки загибаем к середине, одну из половинок (верхнюю) откидываем назад, складываем пополам, завязываем и стягиваем нитками (рис. 20);
2) у сложенной вдвое ткани противоположные уголки дважды складываем к средней линии, одну часть отгибаем назад, складываем пополам и связываем нитками (рис. 21).
Красивый узор в виде цветочного венка можно получить таким образом: сложив вдвое ткань, получаем треугольник, у которого загибаем углы вниз, но не до края ткани. Загибаем углы еще раз по середине по центру. Вершину ткани загибаем вниз, потом верхние участки загибаем вперед к центру дважды, складываем ткань пополам и завязываем нитками (рис. 22).
Основным приемом в узелковом батике является завязывание ткани в обычные узлы . Это делается по долевой нитке (рис. 23а) или по диагонали (рис. 236).
Наиболее распространенным узором является так называемая «лучистая розетка» , которая в зависимости от способов ее перевязывания и крашения изменяет свой вид.
Самую простую розетку можно получить, взяв ткань за середину и обвязав в нужных местах. Более сложные розетки получаются, если прошить ткань и стянуть по намеченному рисунку в виде кругов (рис. 24), квадратов (рис. 25), или в виде других форм (зигзагообразных и т.д.).
Маленькие лучеобразные круги , или самые маленькие точки можно получить, поддевая ткань иголкой, обвязывая ее и затягивая петлю нитками (рис. 26). Самые разнообразные узоры в виде точек и кружочков разной величины можно получить этим способом.
Узоры в форме кружочков, розеток и точек можно получить, применяя самые разнообразные предметы - горошины, камешки, шарики, жемчужины, бусинки. Одно условие - эти предметы не должны линять. Обматываем любой из этих предметов тканью и затягиваем нитками (на рис. 27а использованы пуговицы). Можно красить в несколько цветов: после первого крашения снова обматываем нитками (рис. 276) и красим в более темный цвет.
В так называемой «шланговой технике» ткань не завязывается узлами, а скручивается (как для отжима белья при стирке) и фиксируется по концам. Затем складывается вдвое, скручивается, как пряжа, связываются концы, крепко завязывается и стягивается нитками (рис. 28).
Очень красивый, графический узор получается если кусок ткани по диагонали намотать на деревянную палку и завязать нитками, прочно затягивая (рис. 29 а, б, в). После крашения можно обвязать дополнительными нитками (рис. 29 г) и покрасить еще раз в более темный цвет. Эту процедуру можно повторить до 3-4 раз.
Изменяя пропорции свободных и перевязанных участков ткани, можно достичь разнообразных графических и живописных эффектов. Здесь представлены только некоторые варианты узелковых эффектов , но, работая в этой технике, можно найти новые и неожиданные варианты. Целесообразно экспериментировать и искать новые способы узелкового крашения.
Крашение можно выполнять одним или двумя-тремя цветами, больше нежелательно, потому что смешанные цвета (более трех, четырех) образуют грязные неприятные цвета. Крашение делают от светлого цвета к темному.
Когда все придуманные вами узелки скручены, связаны и т. д., приступаем к их крашению. Чтобы создать красильный раствор, необходимо подобрать красители соответственно, вашему материалу. Для крашения нужна довольно большая, обязательно эмалированная посуда: ведро, таз, кастрюля. Нужно, чтобы окрашиваемый вами материал свободно плавал в красильной ванне (обычно хватает около 3-4 л воды на 100 г сухой ткани). Вода для крашения должна быть мягкой (кипяченой). Ткань, которую мы будем красить, перед тем как бросать в красильную ванну, необходимо намочить (около 10 минут) в теплой воде (ни в коем случае нельзя бросать ее сухой) для того, чтобы было равномерное окрашивание.
Какой краситель нужно добавлять и каково его количество в процентном отношении к массе красильного материала следует определять из инструкции по применению, напечатанной на пачке или коробочке (упаковке), или же спрашивать при покупке. Не следует использовать краситель, не зная его класс.
Краситель (сухой порошок) растираем в керамической глубокой тарелке, добавляем понемногу кипяченую воду, растираем до пастообразного состояния. Затем разводим смесь водой до полного ее растворения и выливаем в бак для крашения (перед этим раствор можно процедить через очень мелкое сито).
Ванну постепенно нагреваем до температуры 40-50 °С, опускаем в нее предварительно намоченную ткань, и в течение 20-30 минут доводим раствор до кипения. Кипятить нужно на маленьком огне.
При крашении хлопчатобумажных тканей после 20 минут кипячения в красильную воду нужно влить раствор поваренной соли, примерно 10-30 г/л. Раствор соли желательно вливать двумя этапами. Сначала вливаем половину раствора, перемешиваем, затем через 10 минут вливаем остальной раствор. Раствор нужно вливать аккуратно, по стеночке ванны, отодвинув красящуюся ткань, при этом размешивая красящий раствор. Соль активизирует взаимодействие красителя с тканью, поэтому нежелательно прямое попадание раствора соли на окрашиваемый материал (во избежание неравномерного окрашивания).
После добавления раствора соли в красильную ванну кипятим еще 20-30 минут. Время выдержки ткани в красильной ванне (20 или 30 минут) зависит от красителя и от ткани. Если ткань красится в более темные тона и она более плотная, то естественно, время крашения больше.
Если ткань шелковая или шерстяная, то вместо соли в красильную ванну добавляют 30%-ную уксусную кислоту (примерно 15% от массы сухой ткани). Уксусную кислоту в красильную ванну можно добавлять до начала или во время крашения.
По окончании крашения ткань оставляем в ванне для остывания до 60-70°С, затем прополаскиваем ее сначала в теплой, потом в холодной воде, снимаем обмотки, развязываем узелки. Еще раз прополаскиваем ткань, затем подсушиваем и проглаживаем.
Более 10 столетий насчитывает история самого древнего вида батика – узелкового. Родиной этого искусства считается Индокитай. А само слово «батик» складывается из двух: «ба» – это ткань, а «тик» – точка (термин взят с языка, которым пользовались на острове Ява). Название возникло вследствие уникальной технологии окрашивания материала, основой которой было применение воска. Сейчас же батик – это роспись по ткани, воск фактически не используют, а вот вариации структурирования рисунка всякий раз нового усовершенствовались.
Характеристика
Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.
Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью. Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника. Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.
Техника выполнения батика несложная. Ее нередко показывают детям, так как такое ручное творчество им очень нравится: как правило, ребята с помощью узелкового батика делают себе радужные банданы.
Какая ткань нужна?
Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.
- бязь;
- ситец;
- сатин;
- тонкое простынное полотно.
Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски. Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет. Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.
И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.
Если не знать этих правил, рисунок может получиться нечетким, размытым. Анилиновые красители не справляются с синтетическими волокнами, отсюда и такой результат.
Красители
Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.
Это возможно – вспомните, какой оттенок дает луковая шелуха или крапива. Натуральные красители, безусловно, экологичнее, чем и привлекают современных почитателей батика.
Примеры растительных красителей:
- красный – зверобой, крушина и боярышник;
- желтый – картофель и орешник;
- зеленый – крапива и манжетка;
- оранжевый – чистотел;
- голубой – голубика;
- фиолетовый – черника;
- синий – цветы иван-да-марьи.
Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.
Инструменты и вспомогательный состав
Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:
- яичную скорлупу;
- мелкие камушки;
- древесные щепки;
- ровные маленькие дощечки;
- прищепки бельевые;
- пробки;
- крышки и другое.
Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.
И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике. Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.
Технология
Наличие особенных навыков, художественного образования и даже простого умения рисовать – совсем не обязательно. Принцип узелкового батика: каждый кусочек ткани, который не окрасился, завязывается так, чтобы в узелок краска не попала. Для этого и нужны прищепки, зажимы, шнуры. Они и делают то, что в батике называется резервированием ткани. Ткань можно закручивать, складывать, зашивать, подгибать.
Таким способом резервирования и последующего окрашивания можно делать салфетки, скатерти, одежду, платки, банданы, парео.
Следующий этап – окрашивание может быть двух видов.
- Окрашивание кистью. Заготовку с узелками помещают в не очень глубокую емкость, после чего наносят на нее небольшое количество красителя. Если используете несколько цветов, наносите их поочередно. Но учтите, что соседние цвета часто смешиваются, получается новый оттенок (не всегда красивый). Потому продумывайте, чем и как, в какой последовательности вы красите.
- Окрашивание погружное. Без кисти вы просто окунаете ткань в емкость с разведенной краской. Так обычно проводят многоцветное окрашивание. Процесс поступательный, небыстрый.
Многоцветное окрашивание будет более сложным. На натянутой ткани мастер ставит кляксы, делает полосы и различные пятна, претендующие на художественность. И после высыхания на ткани завязывают узлы, маленькие и большие, после чего ткань погружают в краску более темного оттенка, нежели использовался до этого. Процедура повторяется несколько раз.
Как закрепить состав?
Есть вариант использования красок «под утюг». Работа сначала высушивается, потом освобождается от узелков, проутюживается с обратной стороны. Затем ее следует хорошенько прополоскать в чистой воде, таким образом удаляются остатки красителя. Если используются парозакрепляемые красители, ткань также освобождается от узелков, роспись фиксируется паром. Изделие также следует прополоскать, высушить, проутюжить.
Если вы применяете анилиновый краситель и погружной способ, есть возможность закрепить краситель сразу. Его разводят горячей водой в посуде, которую можно нагревать. Эта вода должна вся покрывать ткань даже после кипячения, потому воды берется 3-4 л на 100 г ткани (в сухом состоянии). Заготовка кладется в посуду и кипятится на не очень большом огне. Хлопок кипятят минут 20, затем его достают, к раствору добавляют 50 г соли, и снова кипят ткань полчаса.
Если красить шелк, процесс не сильно будет отличаться, но только вместо соли, в ход идет уксус. Ткань нужно оставить в растворе до той поры, пока его температура не опустится до 50 градусов. Затем ткань промывают в теплой воде, потом в холодной. Лишь на этом этапе развязываются узелки, и ткань снова промывается. Утюжат ткань еще влажной, чтобы складки от узлов ушли без проблем. Если вы все сделаете именно так, в повторной фиксации цвета не будет необходимости.
Узелковый батик – не самая капризная техника, она прекрасно сочетается с другими (с холодным и горячим батиком). Зачастую мастера используют ее в качестве основы для цветочного мотива, который далее прорабатывают уже в технике холодного батика. В технике необязательно использовать весь отрез, а лишь его часть. Пока вы кипятите материал, один его край можно оставить непрокрашенным, удобным способом закрепив его над посудой для кипячения. Так, переход от цветной части к неокрашенной будет естественным. А далее можете вручную расписать неокрашенный фрагмент.
Те, кто в советские годы, «варил» джинсы, понимает, как с помощью узелков и кипячения можно добиться уникального дизайна одежды. Попробуйте узелковый батик, вам понравится!
В следующем видео вас ждет мастер-класс по узелковому батику (узор «спираль»).
Notice
: Undefined variable: byline in /home/artfo566/domains/сайт/public_html/wp-content/themes/protopress/inc/template-tags.php
on line 91
Опубликовано
Метод «прямого нанесения» красителя на ткань — самый удобный, экономичный и наиболее экологически безвредный по сравнению с традиционным методом окрашивания в ванне. Вам не придется приготавливать больших объёмов краски и погружать в неё ткань. Вместо этого нужно приготовить небольшое количество концентрированного раствора красителя и наносить его непосредственно на нужные участки ткани.
Перед началом работы внимательно прочитайте инструкцию по приготовлению краски и статью о технике безопасности, так как инструкция купленой вами краски, может отличатся от нашей.
Что потребуется:
- Очень удобно использовать в качестве рабочей поверхности картон от упаковочных коробок. Поверх картона постелите пластиковую плёнку, а на плёнку положите слой старых газет.
- Для личной защиты:
- Резиновые перчатки, чтобы защитить кожу от воздействия химических и красящих веществ.
- Бумажная маска, чтобы предотвратить вдыхание порошка.
- Защитный халат или фартук, чтобы не испортить одежду брызгами краски.
- Пластиковое ведро или таз для приготовления фиксирующего раствора.
- Кувшин или банка для приготовления «химической воды».
- Банки для приготовления смеси красителей.
- Резинки, шнурки, нитки и т.д. для создания узоров (зависит от проекта)
- Пипетки, мягкие пластиковые бутылки или другие инструменты для нанесения краски на ткань.
- Измерительная посуда или мерные ложки.
Шаг 1.
Новую ткань или изделие перед началом работы необходимо выстирать, чтобы удалить остатки любых веществ, которые могут помешать красителю окрашивать волокна.
Шаг2.
Подготовка фиксирующего раствора.
Растворите 3/4 стакана карбоната натрия (кальцинированная сода ВНИМАНИЕ! Это — не питьевая сода!!!) в 4 л тёплой воды. Если этого количества раствора недостаточно, чтобы покрыть весь материал, приготовьте больше фиксажа, следуя рекомендованной пропорции.
Шаг 5.
Обработка материала фиксирующим составом.Время обработки ткани в фиксирующем растворе не имеет определяющего значения для качества окрашивания.
Достаточно просто окунуть и хорошо пропитать материал содовым раствором, но лучше оставить ткань в растворе на 5 минут — это нормально. Можно — на ночь, что тоже возможно.
Не обязательно готовить большой объем фиксажа, чтобы погрузить весь материал сразу. Раствор можно использовать многократно, обрабатывая поочерёдно несколько изделий или кусков ткани.
Если вы не располагаете достаточным временем для закрепления краски, можно поместить ваше изделие в микроволновую печь на несколько минут.
Но время закрепления краски в микроволновке зависит от нескольких показателей — массы изделия, мощности печки, интенсивности красящего раствора и расположения пакета на поворотном круге печки.
Использование микроволновой печи для закрепления красителей на изделиях из шёлка и шерсти вообще не рекомендуется
(можно сжечь ткань или получить пятнистую окраску), а для хлопка, льна и вискозы требуются экспериментальные пробы. Кроме того это можно делать только в печке, которая не используется для приготовления пищи.
Шаг 10 — последний.
Промывка готового изделия.
Первый раз промыть изделие, не удаляя фиксирующих перевязок, в проточной воде комнатной температуры.
Не забудьте о защитных резиновых перчатках.
Когда вода станет более или менее прозрачной, прополоскайте изделие в воде с уксусом (примерно 100 г 3% уксуса на 5 л воды).
После этого снимите перевязки и прополоскайте изделие в том же порядке.
Лучший способ полоскания изделия — добавление . Это специальное моющее средство, способствующее наиболее полному удалению несвязанного красителя с ткани.
Синтрапол добавляется в первую промывочную ванну (примерно 1 ст ложка синтрапола на 15 л воды). После промывки с синтраполом добавлять уксус в последнюю промывочную воду не нужно.
Промывайте изделие, пока вода не станет прозрачной.
Затем высушите изделие.
Удачи!
© При использовании материалов сайта активная на www..
Цель: Развить интерес у воспитанников к популярному виду искусства – узелковому батику.
- познакомить детей с техникой создания узелкового батика;
- научить создавать декоративные узоры на ткани при помощи завязывания узлов различной сложности;
- научить применять данную технику в готовых изделиях;
- самостоятельно выполнять швейное изделие с последующим украшением узелковой техникой;
- формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;
- формировать качества творческой личности такие как: художественное самовыражение, развитие чувства композиции, эстетическую культуру выполнения изделий для быта и одежды.
Тип урока.
1-я часть урока: Теория. Наблюдение, усвоение нового материала.
2-я часть урока: Практика. Импровизация и фантазия.
- История возникновения батика.
- Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков на ткани.
- Инструменты и приспособления.
- Правила техники безопасности
- Определение расположения узора на изделии (эскизы).
- Определение цветогаммы для узора.
- Определение способа завязывания узлов.
- Красители естественные.
Методическое оснащение урока.
- Швейный кабинет
- Стол раскроя
- Манекен
- Инструменты и приспособления
- Ткань для узелковой техники
- Информационный материал в виде иллюстраций
- Образцы узелковой техники, имитирующие переднюю часть топа
- Салфетки для самостоятельной работы
- Схемы завязывания узелков в эскизах
- Терминология (новые слова)
- Образцы готовых изделий с применением узелковой техники
- Стенд с эскизами изделий с различным цветовым решением и расположением узора на ткани
- Таблица “Изменение цвета путём смешивания двух красителей”
- Иллюстрации моделей из журналов мод
Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка явки учащихся.
- Проверка готовности к занятию.
- Организация рабочих мест.
Изложение нового материала. История возникновения батика .
Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей.
Так, например в Индии широко распространился способ “бандхари ”.
Перед окрашиванием ткани определённые её участки крепко перевязывались суровой нитью или сама ткань завязывалась узлом. Так на цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия.
Это название изменилось сегодня и звучит – “бандана”, что означает “обвяжи – окрась”.
Уже в самом переводе заложен смысл узелковой техники. К сведению: знаменитая краска “индиго” в Европу была завезена также из Индии.
Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии.
В Европе этот вид художественной росписи стал известен в ХIХ веке.
В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.
Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.
Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки…
Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире, в том числе и в России.
Существует несколько видов батика:
- техника горячего батика (парафин);
- техника холодного батика (резерв);
- техника набивного батика (штамп, трафарет);
- техника узелкового батика (узлы).
Сегодня мы изучим технику узелкового батика
С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.
А главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.
Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ.
Часто изделия, выполненные в этой технике, дополняют вышивкой, бисером, жемчужинами, стразами, блёстками…
Расписывать ткань можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать технику безопасности.
Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов.
Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура.
Для получения симметричных узоров, ткань складывается в два раза и только потом на ней завязываются узлы.
Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость узора.
Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.
Иногда результат крашения может огорчить, т.к. ткань может быть неправильно заложена, слабо затянута шнуром или место узора определено неудачно.
Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах.
Немного о красках и красителях.
В художественной росписи тканей используются красители, хорошо растворимые в воде, имеющие большую гамму чистых и ярких красок.
В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и естественные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для росписи ткани предпочтение отдаётся натуральным красителям, которые получают из природных материалов.
Естественные красители бывают растительного происхождения. Они содержатся в корнях, листьях, древесине, коре деревьев, а также в плодах и цветах различных растений.
Так, например:
Оттенки жёлтого цвета | Растения |
||
1 | Ярко-жёлтый | Листья берёзы | Начало лета |
2 | Тёмно-жёлтый | Старые пихтовые шишки | Весна |
3 | Тёмно-жёлтый | Луковая шелуха | |
Оттенки коричневого цвета | |||
1 | Светло-коричневый | Молодые шишки пихты | Весна |
2 | Коричневый | Опавшие листья яблони | Осень |
3 | Чёрно-коричневый | Листья и стебли картофеля | |
4 | Бежевый | Крапива | Всё лето |
5 | Ярко-коричневый | Опавшие листья осины | Осень |
Оттенки зелёного цвета | |||
1 | Зелёный | Пихта | Весна |
2 | Светло-зелёный | Листья осины | Лето |
3 | Тёмно-зелёный | Картофельный стебель и листья | Период цветения |
Оттенки синего цвета | |||
1 | Синий | Полевой василёк | Период цветения |
2 | Светло-синий | Корни пырея | Лето |
Оттенки красного цвета | |||
1 | Пурпурно-красный | Опавшие листья клёна | Осень |
2 | Ярко-красный | Плоды черешни | Начало лета |
3 | Тёмно-красный | Корни и листья щавеля | Весна |
4 | Сине-красный | Цветы подорожника | Лето |
Оттенки чёрного цвета | |||
1 | Чёрный с коричневым оттенком | Кожура граната |
Техника безопасности:
- При крашении работать в перчатках;
- Пользоваться посудой с устойчивым дном;
- Накрывать стол плёнкой;
- Не ставить краски на край стола;
- Вынимать изделие из кастрюли щипцами;
- Соблюдать осторожность у электроплиты;
- Волосы убрать под косынку;
- Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.
Самостоятельная работа
Занятие упражнений и экспериментирования.
Для работы нужны следующие материалы:
- Однотонная ткань светлых тонов;
- Крепкие нитки или шнур;
- Анилиновый краситель;
- Уксус, соль, свеча.
И приспособления:
- Эмалированная кастрюля;
- Деревянные щипцы для помешивания ткани;
- Резиновые перчатки;
- Прищепки;
- Крупные бусины или камушки (для обвязки шнуром).
1-й этап выполнения узелкового батика:
- Создать эскиз изделия;
- Определить и наметить расположение узора на изделии;
- Определить цвет для окрашивания;
- Определить способ завязывания узла.
Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах
Итак, на сегодняшнем занятии будем выполнять узор “солнышко” на хлопчатобумажных салфетках.
Узор “Солнышко”
Для получения узора “солнышко” на ткани карандашом нарисовать круг и по контуру прошить смёточным швом, стянуть и плотно обмотать ниткой. В другом месте можно завязать узел (плотно), чтобы краситель во время крашения не проникал в складки ткани, образуя лучевидные разводы.
Можно в намеченное место для узора вложить крупную бусину и обвязать её шнуром, затем чуть ниже снова обвязать крепко шнуром и так несколько раз.
Можно также самостоятельно придумать узор комбинированный, состоящий из нескольких узоров “солнышко”.
Узлы завязывать необходимо очень туго, чтобы краситель не проник в завязанную часть ткани. Для этого можно шнур или нитки обработать парафиновой свечой. Итак, салфетки с завязанными узлами готовы, теперь необходимо выбрать цвет красителя, можно несколько цветов. Экспериментируйте, создавайте свой неповторимый узор, чтобы придать своей работе выразительность, гармоничность.
Сохраняющие здоровье технологии: Физкультминутка.
Снятие усталости с глаз:
- Быстро и сильно потереть ладони друг о друга так, чтобы они стали горячими. Затем приложить ладони к глазам и подержать минуту.
Снятие напряжения со спины:
- Откинуться на спинку стула, медленно поднять руки вверх, делая глубокий вдох и медленно опуская руки – глубокий выдох. Повторить несколько раз.
Подготовка красителя и крашение заготовки (на занятии используем анилиновый краситель).
- Подобрать краситель.
- Высыпать порошок в стеклянную банку, добавить 1 стакан горячей воды, размешать.
- Профильтровать раствор через марлю.
- Осторожно влить раствор в кастрюлю и разбавить водой (до 2-х литров).
- Перед окраской нагреть раствор до 40-50%.
- Намочить ткань и опустить в красящий раствор.
- Красить на медленном огне 20-30 минут, периодически помешивая ткань.
- Приподнять щипцами ткань и добавить в раствор 2 столовые ложки соли.
- Опустить ткань, выключить плиту и оставить в растворе на несколько минут.
- Осторожно вынуть ткань, прополоскать в тёплой воде, затем в холодной, добавив 1 столовую ложку уксуса на 4-5 л воды.
Следующий этап работы это крашение заготовок.
Дети по очереди подходят к заранее подготовленному красящему раствору, который стоит на электроплите доведённый до необходимой температуры, и осторожно опускают свои работы в определённый цвет красителя.
Инструктаж во время проведения крашения салфеток:
- Перед работой надевать резиновые перчатки.
- Салфетку держать в растворе не более 1 минуты (только для данного занятия, в целях сокращения учебного времени).
- Вынимать салфетки из раствора щипцами. ОСТОРОЖНО!
Главный этап работы – развязывание узлов!
Прополоскать в холодной воде, отжать и осторожно развязать узлы!
- Анализ завязанных узлов.
После того, как все дети окрасили свои салфетки, приступаем к анализу завязанных узлов и получившихся узоров.
- Удовлетворение результатами крашения.
Вопрос педагога: Все ли довольны полученным узором?
- Разбор типичных ошибок.
В тех салфетках, где узор нечёткий, расплывчатый, узлы были недостаточно туго завязаны.
- Заинтересованность техникой узелкового батика.
Вопрос педагога: Понравилось ли вам заниматься узелковым батиком? Появилось ли желание окрасить для себя банданы, топы, футболки?
- Благодарность воспитанникам за работу.
Молодцы! Сегодня вы все активно, заинтересованно и результативно поработали!
И самое главное – рационально использовали рабочее время.
Актуализация полученных знаний по теме.
Фронтальный опрос.
- В чём секрет техники узелкового батика?
- Какие бывают красители?
- Что такое естественные красители?
- Где и когда появилась техника узелкового батика?
- Чем можно дополнять узелковый узор?
- Техника безопасности при работе с нитками во время окрашивания изделия?
Подведение итогов занятия:
- Сообщение о достижении целей занятия,
- Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда воспитанников.
- Сообщение темы следующего занятия.
Домашнее задание.
- Выпарить краску из луковой шелухи.
- Покрасить салфетки.
- Подготовить старые топы, платки, футболки для выполнения узоров на них.
Уборка рабочих мест.
Мы сможем любую вещь сделать уникальной.