В настоящее время Китай входит в число пяти ведущих космических держав мира. Успешное освоение космического пространства во многом предопределяется уровнем развития средств запуска спутников, а также космодромов со стартовыми и контрольно-измерительными комплексами. В Китае имеется четыре космодрома (один в стадии строительства).
Космодром Цзюцюань – является первым китайским космодромом и ракетным полигоном, он действует с 1958 года. Космодром расположен на краю Бадань-Цзилиньской пустыни в низовьях реки Хэйхэ в провинции Ганьсу, назван по расположенному в 100 километрах от космодрома городу Цзюцюань. Полигон при космодроме имеет площадь 2800 км².
Космодром «Цзюцюань» часто называют китайским Байконуром. Это самый первый и до 1984 года единственный ракетно-космический полигон страны. Является самым крупным космодромом Китая и единственным, используемым в национальной пилотируемой программе. Также выполняет запуски военных ракет. За период с 1970-1996гг. с космодрома «Цзюцюань» было произведено 28 космических запусков, из них 23 – успешно. На низкие орбиты выводились в основном разведывательные спутники и КА для дистанционного зондирования Земли.
В 90-е годы у Китая появилась возможность оказывать коммерческие услуги другим государствам по выведению полезных нагрузок на околоземные орбиты. Однако, из-за своего географического положения и ограниченного сектора азимутов пуска космодром Цзюцюань не способен обеспечить широкий спектр таких услуг. Поэтому принято решение сделать этот космический центр главной базой для запуска управляемых космических кораблей.
С этой целью на космодроме «Цзюцюань» в 1999 году построили новый стартовый комплекс и здание для вертикальной сборки новых мощных РН CZ-2F. Это здание позволяет производить сборку одновременно трех-четырех РН с последующей транспортировкой ракет к месту запуска на подвижном стартовом столе в вертикальном положении, как это делается в США с системой Space Shuttle.
На территории действующего стартового комплекса находятся две пусковые установки с башнями наземного питания и общей башней обслуживания. Они обеспечивают запуски РН CZ-2 и CZ-4. Именно отсюда производится запуск пилотируемых кораблей.
После успешного запуска 15 октября 2003 года — космического корабля «Шэньчжоу», Китай стал 3-й в мире космической державой с пилотируемой космонавтикой.
Для осуществления пилотируемой программы в Китае был создан новый комплекс управления, включающий центр управления (ЦУП) в Пекине, наземные и командно-измерительные пункты. По заявлению космонавта В.В.Рюмина, китайский Центр управления полетами лучше, чем в России и США. Такого центра нет ни в одной стране мира. В главном зале ЦУПа в пять рядов расположены более 100 терминалов представления информации специалистам группы управления, а на торцевой стене – четыре больших экрана отображения, на которые может быть выведено трехмерное синтезированное изображение.
В 1967 году Мао Цзэдун принял решение начать разработку собственной пилотируемой космической программы. Первый китайский космический корабль «Шугуан-1» должен был отправить на орбиту двух космонавтов уже в 1973 году. Специально для него в провинции Сычуань, близ города Сичан, было начато строительство космодрома, известного также как «База 27».
Местоположение стартовой площадки выбиралось по принципу максимальной удаленности от советской границы, к тому же космодром расположен ближе к экватору, что увеличивает забрасываемую на орбиту нагрузку.
После того как в 1972 году финансирование проекта было сокращено, а нескольких ведущих ученых репрессированы в ходе культурной революции проект был закрыт. Строительство космодрома возобновилось спустя десятилетие, закончившись в 1984 году.
Космодром способен производить 10-12 запусков в год.
На космодроме имеется два стартовых комплекса и три пусковые установки.
Первый стартовый комплекс обеспечивает: сборку, предстартовую подготовку и запуск ракет-носителей среднего класса семейства CZ-3 («Великий поход-3»), стартовый масса до: 425 800 кг.
В настоящее время эксплуатируются ракеты модификации CZ-3B/E. Первый запуск состоялся 14 февраля 1996 года, однако он оказался аварийным. Через 22 секунды после старта ракета упала на деревню, уничтожив находившийся на борту спутник Intelsat 708 и убив несколько крестьян. Девять последующих запусков CZ-3B и два запуска CZ-3B/E были успешными, за исключением одного частично неудачного. В 2009 году ракета-носитель CZ-3B из-за нештатной работы третьей ступени вывела на более низкую от запланированного орбиту индонезийский спутник Palapa-D. Тем не менее, позже спутник смог автоматически скорректировать свою орбиту.
Первый запуск CZ-3B/E состоялся 13 мая 2007 года, тогда на геосинхронную орбиту был выведен телекоммуникационный спутник NigComSat-1. 30 октября 2008 года на орбиту был выведен спутник Venesat-1.
Второй стартовый комплекс имеет две пусковые установки: одна предназначена для запусков РН семейства CZ-2 тяжелого класса, другая – РН CZ-3A, CZ-3B, CZ-3C.
Трёхступенчатая ракета-носитель тяжелого класса CZ-2F («Великий поход-2F»), со стартовой массой до: 464 000 кг, как и многие другие китайские ракеты, является прямым наследником баллистических ракет, которые разрабатывали в Китае. Главное отличие заключается в способности нести большую полезную нагрузку благодаря дополнительным разгонным блокам на первой ступени ракеты-носителя.
На сегодняшний день ракета-носитель этой модификации является самой «грузоподъемной». Она неоднократно выводила на орбиту спутники, а также с её помощью осуществляются пилотируемые полёты.
За годы своего существования космодром «Сичан» уже успешно осуществил более 50 запусков китайских и зарубежных спутников.
Космодром «Тайюань» - расположен в северной провинции Шаньси, близ города Тайюань. Действует с 1988 года.
Площадь его территории составляет 375 кв.км. Он предназначен для запуска КА на полярные и солнечно-синхронные орбиты.
С этого космодрома выводятся на орбиту КА дистанционного зондирования, а также метеорологические и разведывательные. На космодроме расположены пусковая установка, башня технического обслуживания и два хранилища жидкого топлива.
Здесь осуществляются запуски РН типа: CZ-4B и CZ-2C/SМ. Ракета носитель CZ-4 построена на базе РН CZ-2C и отличается от неё новой третьей ступенью на долгохранимом топливе.
Четвёртый строящийся космодром «Вэньчан» расположен в районе города Вэньчан на северо-восточном побережье острова Хайнань. Выбор этого места в качестве площадки для строительства нового космодрома обусловлен, прежде всего, двумя факторами: во-первых, близостью к экватору, во-вторых, расположением на берегу моря с удобными бухтами, что облегчает доставку ракет-носителей СZ-5 (Великий Поход-5) тяжелого класса со стартовой массой 643 000 кг, от завода в Тяньцзине. Будущий космический центр по проекту займёт территорию площадью до 30 км2. Первый запуск ракеты-носителя СZ-5 космодрома Вэньчан намечен на 2014 год.
На сегодняшний день Китай демонстрирует высочайшие темпы освоения космического пространства. Объёмы инвестиций и количество научных программ в этой области значительно превосходят показатели России. Для ускорения работ, ежегодно сотни китайских специалистов получают образование в профильных учебных заведениях по всему миру. Не гнушаются китайцы и прямым копированием, так очень многое в китайском пилотируемом корабле «Шэньчжоу» повторяет российский космический корабль «Союз».
Вся конструкция корабля и все его системы почти полностью идентичны советским космическим кораблям серии «Союз», а орбитальный модуль построен с использованием технологий использовавшихся в серии советских космических станций «Салют».
ВЭНЬЧАН (Китай), 3 июл - РИА Новости, Анна Раткогло. Последние десятилетия для Китая ознаменованы не только экономическими успехами, но и значительными достижениями в космической сфере; строительство космодромов, амбициозные программы освоения Луны и Марса, частые запуски ракет и космических аппаратов быстро сокращают разрыв между КНР и лидирующими в этой области странами, такими как Россия и США.
Пуски ракет и космических аппаратов перестали быть чем-то фантастическим и недоступным, Китайское национальное космическое управление (CNSA) регулярно приглашает не только китайских журналистов, но и многочисленных представителей иностранной прессы вживую наблюдать за запусками из первых рядов.
Второй блин комом
Состоявшийся в воскресенье второй пуск ракеты-носителя тяжёлого класса "Чанчжэн-5" ("Великий поход-5") собрал на космодроме Вэньчан провинции Хайнань представителей крупнейших мировых СМИ, для которых выделили специальную площадку на балконе здания Центра по управлению полетами с космодрома.
По данным представителей CNSA, расстояние от Центра по управлению полетами до стартового стола с ракетой составляет несколько километров, поэтому пуск "Чанчжэн-5" можно было наблюдать невооружённым глазом.
На космодром ракета была доставлена по морю из Тяньцзиня ещё 6 мая, а неделю назад её установили на стартовый стол.
© Ruptly Запуск ракеты-носителя "Великий поход-5" с космодрома Вэньчан
Журналисты прибыли на космодром в воскресенье утром. По заявлениям специалистов, погода для пуска была благоприятна, а тесты ракеты свидетельствовали, что "Чанчжэн-5" со спутником связи "Шицзянь-18" стартует вовремя. Хотя саму ракету днём увидеть не удалось, журналистам показали сборочное здание для "Чанчжэн-5", которое соединено со стартовым столом специальными рельсами.
В 19.22 по местному времени начался обратный отсчет, и ровно в 19.23, как изначально и планировалось, ракета-носитель стартовала. Первые минуты все проходило в штатном режиме, и в течение получаса сведений о возможных проблемах не поступало. Однако позже агентство Синьхуа опубликовало сообщение о провале миссии, причины которого не уточнялись. Их не поступило и в течение суток после инцидента.
Пока неизвестно, обнародует ли Китай данные об аварии и её причинах и какие последствия она за собой повлечет.
Эксперт о запуске "Чанчжэн-5": космическая техника непредсказуема СМИ опубликовали видео неудачного запуска китайской ракеты "Чанчжэн-5". Несмотря на сложности, на эту ракету в Китае возлагают большие надежды, отметил в эфире радио Sputnik эксперт Александр Железняков."Чанчжэн-5" — самая мощная ракета-носитель нового поколения Китая. Ее высота составляет 56,97 метра, диаметр основной ступени — пять метров. Она способна вывести на низкую околоземную орбиту 25 тонн груза. Проект по разработке "Чанчжэн-5" был утвержден Госсоветом КНР в 2006 году. В качестве топлива для "Чанчжэн-5" используется жидкий кислород и жидкий водород.
Неудачи не станут препятствием
Космодром Вэньчан в этом году ожидает еще одно важное событие: Китай в ноябре планирует осуществить с него третий пуск ракеты-носителя "Чанчжэн-5". На этот раз "Великий поход-5" будет использован для запуска спутника "Чанъэ-5", который должен совершить посадку на лунную поверхность, собрать образцы лунного грунта и вернуться на Землю в рамках третьего этапа китайской программы изучения Луны.
Китайская программа зондирования Луны "Чанъэ" включает в себя три этапа: облет вокруг спутника Земли ("Чанъэ-1" и "Чанъэ-2"), посадка на Луну ("Чанъэ-3" и "Чанъэ-4") и возвращение с Луны на Землю ("Чанъэ-5" и "Чанъэ-6").
Директор департамента международного сотрудничества Китайского национального космического управления (CNSA) Сюй Яньсун ранее сообщил РИА Новости, что запуск "Чанъэ-5" планируется на 30 ноября.
Пока неизвестно, окажет ли влияние неудачный пуск ракеты на сроки других запусков, китайским специалистам еще предстоит выяснить причины провала миссии. У них есть только пять месяцев на анализ и устранение возможных неполадок ракеты, чтобы избежать повторения аварии. Либо "Чанъэ-5" полетит на Луну позже ожидаемого.
Академик Российской академии космонавтики Александр Железняков заявил РИА Новости, что произошедший 2 июля инцидент не окажет серьезного влияния на развитие китайской космической программы.
"Авария произошла на втором пуске этой ракеты, это еще этап летных испытаний. Во время летных испытаний всё может произойти. Делать какие-то далекоидущие выводы я не хочу, потому что неизвестны ни причина произошедшего, ни необходимые меры, для того чтобы выявить и устранить эту неисправность. В общем-то, достаточно нормальный и обыденный процесс в создании космической техники", — сказал Железняков.
По его словам, "на развитие космических программ авария, наверное, не окажет влияния". "Но могут быть переносы какие-то по срокам. Эту же ракету они собирались через четыре месяца использовать для запуска лунного зонда "Чанъэ-5". Так как она достаточно дорогая и критичная для развития лунной программы, может быть, Китай предпримет дополнительные проверки, и старт будет отложен. Но он точно состоится в ноябре или декабре, или начале следующего года", — добавил эксперт.
Новый и перспективный Вэньчан
Космодром Вэньчан стал четвёртым космодромом Китая, его строительство завершилось в 2014 году. Помимо него в стране действуют Цзюцюань в провинции Ганьсу, Тайюань в провинции Шаньси и Сичан в провинции Сычуань.
Расположение космодрома на северо-восточном побережье острова Хайнань неслучайно. В первую очередь, выход к морю обеспечивает менее затратную морскую транспортировку ракет "Чанчжэн" из порта города Тяньцзинь, где их производят, к месту пуска. Также важна и близость космодрома к экватору, что облегчает вывод на орбиту космических аппаратов.
В настоящий момент на территории космодрома действуют две стартовые площадки, одна для пусков ракет "Чанчжэн-5", вторая — для "Чанчжэн-7".
Впервые пуск ракеты-носителя "Великий поход-5" с космодрома Вэньчан был совершен 3 ноября 2016 года, тогда все прошло штатно, и спустя 40 минут после старта пуск был признан успешным.
Космодром Вэньчан является самым современным из китайских стартовых площадок, именно поэтому ему выделена особая роль в программах Китая по освоению Луны и Марса.
Китайские ученые планируют в 2020 году в рамках программы по исследованию Марса вывести с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-5" на переходную орбиту Земли и Марса зонд для исследования Красной планеты.
Ранее сообщалось, что в 2025 году космодром также будет использоваться как стартовая площадка для проектов в рамках программы по пилотированному исследованию Луны. Осуществить высадку человека на Луну в 2025 году и запуск пилотируемого космического аппарата планируется именно с космодрома Вэньчан.
Мы прекрасно помним то время, когда только две страны в мире могли конкурировать между собой в покорении космических просторов. Так было, но сейчас в космос рвется еще девять держав, которые не собираются быть там бессловесными и ничего не решающими статистами. Тем, что в их стране есть свой космонавт, могут похвастаться 37 государств мира, а еще пятьдесят стран по праву гордятся тем, что сумели запустить в космос свои спутники.
Можно ли на таком фоне активности в освоении космоса говорить об окончании космической гонки. Безусловно, нет. При этом, помимо двух привычных лидеров в этой сфере, т.е. России и США, отличные перспективы вырисовываются у Индии и КНР. В космических программах, развиваемых в этих странах, уже имеется набор неплохих и, даже, неожиданных достижений, а «портфеле будущего» - немало перспективных и интереснейших проектов.
Если вспомнить историю, то освоение Китаем космоса официально начало в 1956 году. Естественно, не без помощи СССР, поддержка которого обеспечила производственную основу, на которой базировались дальнейшие космические успехи этой страны. Запустив в 1970 году спутник «Дунфан Хун-1», который выполнил все поставленные перед ним задачи, Китай пополнил список космических держав в качестве полноценного члена.
Космическая программа Китая
Из всех космических программ на сегодняшний день самой сложной является подготовка и проведение пилотируемого полета. В решении этой задачи Китаю удалось занять почетное третье место. 15 октября 2003 года четырнадцать витков вокруг нашей планеты совершил первый китайский тайконавт (космонавт, астронавт) Ян Ливэй. Вернулся то он в спускаемом аппарате, а вот вокруг планеты летал на одной из реплик отечественного космического корабля «Союз», получившего название Шэньчжоу-5.
Сегодня китайцы создали уже 4 космодрома, оборудованные несколькими стартовыми площадками каждая.
Самым крупным и единственным до середины восьмидесятых годов в Китае был космодром Цзюцуань. Его построили еще в 1958 году в регионе Внутренняя Монголия, расположенном на севере Китая. Ныне с него запускают космические корабли всех типов, включая и пилотируемые, относящиеся к серии Шэньчжоу.
В 1984 году в КНР был сооружен второй по значимости в этой стране космодром – Сичан. Начиная с 1990 года, этот космодром регулярно предоставляет услуги коммерческого характера. Здесь с помощью ракет-носителей серии CZ-3 запускаются иностранные космические корабли. Для нужд Китая с космодрома Сичан выводятся на орбиту Земли спутники связи. В этом году году именно с этого космодрома китайцы намереваются отправить к Луне свой новый аппарат АМС «Чанъэ-3».
Третьим по своей значимости в Китае считается космодром Тайюань, который также известен, как «База 25». Его наши китайские друзья построили в 1988 году, как для решения военных, так и гражданских задач. Военные испытывали и испытывают на нем межконтинентальные баллистические ракеты различного базирования, а гражданские лица - для запуска спутников метеорологического и научного вида, которые необходимо вывести на солнечно-синхронные орбиты.
Наиболее амбициозная космическая программа КНР, связанная с разработкой тяжелых ракет-носителей из серии «Великий поход 5», взяла старт 12 лет назад. Китайцы рассчитывают, что созданные ими трехступенчатые ракеты CZ-5 длиной более 60 метров смогут выводить на орбиту полезную нагрузку с массой достигающей 25 тонн. В это году планируется закончить строительство космодрома Вэньчан на острове Хайнань, откуда и планируется в 2014 году совершить первый запуск. Кстати, как понятно из предыдущего текста, Вэньчан станет четвертым, самым южным космодромом на территории КНР.
Сегодняшние успехи Китая в космосе уже очевидны всем, так же как и то, что дальнейшее использование им помощи со стороны, возможно, уже и не понадобиться. С 2000 в КНР разрабатывается и используется национальная система спутниковой навигации, получившая название Бэйдоу/Compass. Частота, на которой она работает, - 1561 МГц. К 2020 году планируется, что формирование спутниковой группировки, а также достижение расчетной мощности будет китайцами успешно завершено. В настоящий момент на орбиту уже выведено 16 спутников.
Помимо этого в Китае параллельно щедро финансируется еще два проекта. Так, в настоящий момент завершает масштабную работу над созданием собственной космической обсерваторией HXMT (Hard X-ray Modulation Telescope) университет Цинхуа, работающий в этом направлении рука об руку с Китайской академией наук. В течение трех ближайших лет обсерватория начнет свою работу.
Пять лет назад облет Луны совершила китайская АМС «Чанъэ-1». В результате ее работы на Землю было передано более полутора терабайт данных и получена полная и объемная карта Луны. Примерно в это же время в КНР создали ракеты-перехватчики для уничтожения спутников.
Вторая китайская АМС Чанъэ-2, отправленная в космос в 2010 году, так же успешно выполнила все поставленные научные задачи. Благодаря ее работе удалось довести разрешение карты Луны до семи метров. Дополнительно удалось создать карту распределения элементов лунной коры и, кроме того, сфотографировать астероид Таутатис с расстояния всего три километра.
В 2011 году на волне успеха КНР удалось не только совершить первую стыковку в космосе, но и превзойти США по количеству завершенных выпусков. Еще через полтора года стыковку с китайской орбитальной станцией Тяньгун-1 совершил экипаж космического корабля «Шэньчжоу-9», в составе которого работала первая женщина-тайконавт КНР Лю Ян.
Россяине, без которых китайцы, еще со времен СССР, долго просто не могли обходиться, продолжают делать вклады в развитие космонавтики этой огромной страны, но назвать их удачными можно только с известной долей преувеличения. Например, в январе 2012 в атмосфере вместе с российской АМС «Фобос-грунт» сгорел первый китайский зонд для исследования Марса - «Инхо-1». Причина - отказ двигательной установки.
Очередным серьезным шагом Китая в космос наверняка станет завершение разработки гигантского солнечного телескопа (CGST). Это крупнейший телескоп, предназначенный для наблюдения солнечного светила, как в инфракрасном, так и в оптическом диапазоне. Основная цель - изучение магнитного поля Солнца и феноменов его атмосферы с использованием высокого разрешения. Стоимость проекта действительно «китайская» по своим масштабам – 90млн. долларов. Предполагается, что приступить к строительству китайцы смогут уже через три года, в 2016 году.
Тренд, который очевиден: с каждым годом амбиции Китая в космосе растут, и объем финансирования увеличивается. К концу десятилетия в КНР планируют заменить орбитальную станцию Тяньгун-1 на более совершенную. Кроме того, китайцы полны желания отправить своих тайконавтов на Луну, а затем и на марс, и эти перспективы не выглядят фантастическими.
Индийская космическая программа
Индия, которая шестой по счету вошла в список космических держав, сегодня имеет все шансы потеснить «на пьедестале» космической гонки таких грандов, как Япония и/или Евросоюз. Сегодня индийские инженеры, работающие в рамках национальной космической программы, выводят на геостанционарную орбиту спутники связи, умеют возвращать космические аппараты и АМС, заключают выгодные контракты с иностранцами, предоставляя им свои стартовые площадки и ракеты-носители.
В ноябре этого года космическое агентство Индии (ISRO) планирует отправить в космос свой собственный марсоход. Не меньше восхищения вызывает и концепция космической транспортной системы «Аватар», которую также энергично разрабатывают индийцы.
Агентство ISRO появилось путём поглощения Национального комитета по исследованию космического пространства в 1969 году. Первый индийский спутник «Ариабхата» был построен при помощи СССР и запущен на орбиту в 1975 году. Однако индийские инженеры недолго ходили в учениках т в 1980 году запустили уже свой спутник – Рохини, выведенный на орбиту ракетой-носителем SLV-3, созданной в Индии.
Впоследствии Индии удалось разработать ещё два типа ракет-носителей. С их помощью она стабильно выводила свои спутники на полярную и геосинхронные орбиты, а не так давно, в 2008 году отправила к Луне PSLV-XL АМС «Чандраян-1». При этом 6 из 12 научных приборов, размещённых на борту этого космического аппарата, разрабатывались именно в ISRO.
Начиная с прошлого года, ISRO использует суперкомпьютер SAGA, входящий в первую TOP 500 мира и построенный на базе 640 ускорителей Nvidia Tesla. Благодаря ему стало возможно гарантированное обеспечение пиковой производительности до 394 терафлопс. Известно, что помимо космической гонки, Индия успешно самоутверждается и в гонке суперкомпьютеров, инвестируя в нее миллиарды долларов. Программы собственных пилотируемых полетов пока у этой страны нет, но к 2016 году, как планирую здесь, этот недостаток, наконец-то, будет исправлен.
Маленько ошибся с цифрами,Уровень подготовки пилотов в России и США.
В современном воздушном бою, уровень подготовки пилотов, несмотря на насыщеность самолета автоматичаскими системами, все еще остается решающей. В связи с этим, стоит немного остановится на оценке подготовленности пилотов России (СССР) и США, как противостоящих концепций.
В СССР звание "пилот" получает выпускник специального училища, имеющий не менее 230 летных часов и не менее 550 вылетов.
"Пилот 3-го класса" должен иметь не менее одного года опыта в полевых частях, 350 летных часов и не менее 600 вылетов. Может производить полет в простых метеоусловиях, днем, при видимости не менее 2.7 км и облачности не ниже 225 м. Такие пилоты действуют в составе груп 4-6 самолетов (звено-эскадрилия)."Пилот 2-го класса" должен иметь не менее трех лет опыта в полевых частях, 450 летных часов и не менее 770 вылетов. Может производить полет в сложных метеоусловиях, днем, при видимости не менее 2.7 км и облачности не ниже 225 м, а так же, в простых условиях ночью при видимости не менее 5.4 км и облачности не ниже 450м. Такие пилоты могут самостоятельно вести маневренный воздушный бой. После одного года, они получают 15%-25% надбавки. Как правило, являлись членами КПСС. В настоящее время, пилотов такого класса в ВВС России нащитывается более 1000 человек.
"Пилот 1-го класса" должен иметь не менее шести лет опыта в полевых частях, 550 летных часов и не менее 1200 вылетов. Может производить полет в сложных метеоусловиях, днем и ночью при видимости меньше 1.6 км и облачности не ниже 225 м. В настоящее время, пилотов такого класса в ВВС России нащитывается более 300 человек. Надо отметить, что в количество часов и вылетов, включены и учебно-тренировочные самолеты и боевые.
Для получения сертификата "пилот-истребитель", в Воздушных Силах США требуется налет не менее 800 часов. Все современные самолеты оснащены навигационными коплексами, обеспечивающими полет в сложных метеоусловиях как днем, так и ночью. Поэтому, в США нет специальных требований по метеоусловиям, а есть требования, чтобы часть из этих часов была выполнена ночью. Наряду с летной подготовкой, большую роль играет подготовка на полномаштабных "сенсорных" тренажерах.
Таким образом, даже рядовой пилот USAF имеет в 1.5 раза больше опыта, чем русский пилот 1-го класса и более чем в двое превосходит ординарного русского пилота-истребителя.
Однако, это только по нормативам. В реальности отставание гораздо больше. Например, эксплуатационные расходы на один летный час для легкого двухдвигательного истребителя класса МиГ-29 составляет около $3000. А для его однодвигательного боевого американского аналога Ф-16 - около $2000. Эти расходы определяются большим количеством топлива для двух двигателей, большей трудоемкостью их обслуживания и общими затратами на диагностику, профилактику и текущий ремонт. Американские системы и агрегаты имеют гораздо большую степень электронной диагностики. Например, пилот Ф-16 имеет результаты диагностики таких ответственных систем, как двигатель или радар, непосредственно в полете. В России, такая диагностика недоступна даже на полевых аэродромах и имеется лишь на крупных авиабазах. Но и там просесс диарностики затруднен в связи с большой сложностью работы и малым опытом обслуживающего персонала. Показательна ситуация на базе в Кешкемете (Венгрия), где базируется полк Миг-29. На базе имеется 3 диагностических стенда, но ни один из них не работает. Причина - необученность персонала, стоимость курса обучения которого - около $100 000.
Однако эксплуатационные расходы далеко не определяют полную стоимость часа полета. Гораздо большие расходы на амортизацию. По ним разрыв еще больше. В 1994 - 1996 годах, цена Миг-29 была около $25 000 000. Цена Ф-16 в 1994 году была $18 600 000. Ресурс планера Миг-29 - 2500 часов. Или $10 000 за час. Ресурс планера Ф-16 - 8000 часов. Или $2 325 за час. По другим важным узлам разница в ресурсах не меньшая. Так двигарель Миг-29 - 800 часов, а Ф-16 - 2000 часов. Надо сказать, что русское оборудование далеко не всегда соответствует даже заявленным характеристикам. Так ресурс двигателей Миг-29 в Малайзии равен 750часов. В Венгрии и Германни 700 часов. А в Индии опускает-ся даже до 200 часов. В результате, затраты на 1 самолет в Индии уже превышают первоначальные на $490 000. С учетом приведенных цыфр, полная стоимость одного полетного часа составит около $15 500 для Миг-29 и около $5 900 для Ф-16.
Современные американские истребители, такие, например, как Ф-16 имеют большую степень автоматизации, чем их русские оппоненты и более просты в управлении. Это понижает требования к количеству часов, необходимых для освоения этого самолета. Так, для пилота-истребителя нацинальной гвардии, имеющему около 500 часов налета, для освоения Ф-16 на уровне самостоятельного выполнения задач, требуется в среднем 168 полетных часов. А соответствующему ему русскому пилоту 2-го класса - 220 часов. Таким образом, стоимость только летной подготовки пилота современного истребителя составляет в России $15 500 * 220 = $3 440 000. А в США - $5 900 * 168 = $991 200.
Совершенно очевидно, что подобную нагрузку СССР (Россия) выдежать не могла. Необходимо было сокращение расходов. Оно проишодило по двум направлениям. Снижение уровня подготовки и количества пилотов. В последнее время, в связи с ухудшением экономического положения в России и сокращением военного бюджета, количесрво летных часов резко уменьшилось.Общий налет ВВС уменьшился с 679 800 чсов в 1991 году до 132 000 в 1998 году. Налет на одного летчика составил 29 часов в 1997 году и примерно 20 в 1998 году. Здесь надо напомнить, что для поддержания необходимого уровня пилотажа, необходим налет порядка 100 часов в год. С учетом необходимости полетов для обучения, это означает, что полноценно поддерживать необходимую форму в России могут только у 10-15% летчиков. Против 100% в США (средний налет - 212 часов).
Кроме того, большая степень автоматизации, в значительной мере нивелирует различие в классе пилотов. Американцы отмечают, что если в ВВ2 победы одерживал только 1 пилот из 5, то современная техника позволяет довести этот показатель до 2-3 (50% пилотов). Из русских же 15% пилотов, победы может одерживать по прежнему только 1 из 5. 3% от количества пилотов. Или минимум в 15 раз меньше, чем у американцев при равном количестве.
Только по приведенному примеру Ф-16, американцы имеют не менее 2000 пилотов с более чем 1000 часов полета на данной модели и не менее 300 с 2000 часов. 18 человек имеют более 3000 часов налета и один - более 4000. В российских же ВВС нет ни одного пилота с налетом более 2000 часов на современном истребителе.*********************************************************************************************************************
Приведенные данные учитывали состояние на 1998-1999 года. Теперь мы располагаем информацией за 2000 год. "Д О К Л А Д о состоянии боевой подготовки в Вооруженных Силах" делается ежегодно Генштабом и Главным управлением боевой подготовки и представляется Верховному, министру обороны и начальнику ГШ. Такой доклад заместителя Министра обороны Российской Федерации генерал-полковника В.ТОПОРОВА в отделе "3.2 ВОЗДУШНАЯ ВЫУЧКА" содержит следующие данные:
"В ходе организации и проведении мероприятий тактической подготовки в авиационных частях ВВС присутствовали элементы формализма. Командиры, стремясь выполнить план любой ценой, в ущерб качеству боевой подготовки подразделений и воинских частей, привлекали к участию в ЛТУ по 2 - 4 экипажа, вместо установленных курсами боевой подготовки 75% списочного состава экипажей подразделения или 90% штатного количества самолетов полка.
Справочно
Средний налет летчиков строевых частей из года в год снижается и в этом году составил, при минимальных научно-обоснованных нормах - 60-70 часов:
В истребительной авиации - 8 часов;
В штурмовой авиации - 32 часа;
В бомбардировочной авиации - 15 часов:
В дальней авиации - 10 часов:
В военно-транспортной (ВТА) - 28 часов:
В армейской авиации - 18-27 часов.
Это существенно сказалось на уровне боевой готовности летного состава, который продолжает неуклонно снижаться. Фактический уровень подготовки летных экипажей частей постоянной готовности не соответствует требованиям, определенными приказом Министра.
В ходе подготовки войск слабо использовался практический опыт боевого применения авиации в Северо-Кавказском регионе. В планах подготовки органов управления и войск (сил) отсутствовали мероприятия совместной подготовки с сухопутными войсками. Органы управления авиацией, от передовых авианаводчиков до командования объединения ВВС не готовы к совместному, масштабному применению всех родов авиации, как по уровню подготовки, так и по оснащению современными средствами управления войсками.
Проведенный анализ состояния квалификации летного состава свидетельствует об устойчивой тенденции уменьшения количества высококлассных, подготовленных летчиков и штурманов. Прекращена подготовка летчиков по сложным видам летной подготовки.
Ограничена подготовка молодых пилотов, которые приходят в войска после военных авиационных институтов с крайне низким уровнем летной подготовки (общий налет 50% выпускников военных авиационных институтов 1999 года составляет 50-60 часов вместо установленных - 190), что делает нецелесообразным их подготовку на энергозатратной, сложной авиационной технике. Молодые летчики в 1999 году в среднем налетали 8 часов, а за 2000 учебный год - 2 часа. Из 1099 летчиков выпускников 1995 - 1999 гг. в строевых частях летали только 583, а 2000 году не поднимались в воздух 513 молодых пилотов.
Сложилась ситуация, когда при высокой естественной убыли летного состава нет подготовленного резерва для его замещения. Так, доля летчиков имеющих 1 класс с 1998 года снизилась с 80 до 50 %, средний возраст летного состава этой категории составляет 38-41 год. В строевых частях практически отсутствуют летчики 1-го класса в возрасте до 30 лет. Для подготовки летчиков на 1 класс при существующем уровне МТО требуется 15 - 20 лет. В ближайшей перспективе следует ожидать резкое уменьшение количества летчиков 1 и 2 класса, из-за ухода их на пенсию и сокращения по организационно-штатным мероприятиям и полную утрату боеспособности авиационных полков...
В 2000 году отмечен рост аварийности в военной авиации. В авариях и катастрофах потеряно 10 воздушных судов (в 1999 году - 7, в 1998 году - 6). Резко возросла и тяжесть авиационных происшествий. В текущем году погибло 105 человек, из них 16 - члены экипажей (в 1999 году - 14, в 1998 году - 8). Основными причинами происшествий стал человеческий фактор. От 83 до 100 % происшествий произошло из-за слабой организаторской работы и низкой требовательности по организации летной подготовки в подчиненных частях со стороны руководящего состава управления авиацией ГК ВВС. Снизился более чем на 20 % и средний налет на происшествие по человеческому фактору".
В настоящее время Китай входит в число пяти ведущих космических держав мира. Успешное освоение космического пространства во многом предопределяется уровнем развития средств запуска спутников, а также космодромов со стартовопосадочными и контрольно-измерительными комплексами.
В Китае запуски космических аппаратов (КА) осуществляются со следующих космодромов: Цзюцюань, Сичан и Тайюань. Для испытаний ракет используется Харбинский ракетный полигон. Запуски высотных ракет производятся с полигона на острове Хайнань.
Космодром Цзюцюань
Космодром Цзюцюаньназывают китайским Байконуром. Это самый первый и до 1984 г. единственный ракетно-космический полигон страны. Он был построен в 1962 г. ипервоначально назывался полигон Шуанчензы. Стартовый комплекс Цзюцюань расположен в пустыне Гоби провинции Ганьсу в 170 км севернее г. Цзюцюань. Его условный географический центр имеет координаты: 41 град.3мин. с.ш. и 100 град.0мин. в.д. На территории стартового комплекса находятся две пусковые установки с башнями наземного питания и общей башней обслуживания. Отдельные ступени ракет-носителей и полезная нагрузка перевозятся на стартовый стол и там производится окончательная сборка РН.
В 30 км южнее стартового комплекса расположена техническая позиция. На еетерритории имеются два монтажно - испытательных корпуса, где производится сборка, проверка и предполетная подготовка РН и КА. В административно-хозяйственной зоне находятся центр управления, электростанции и жилые помещения для обслуживающего персонала. Эта зона связана железной и шоссейной дорогами с аэропортом, расположенным на 94 км южнее стартового комплекса.
С полигона Цзюцюань в 1970 - 71 гг. производились запуски первых китайских спутников ракетами-носителями CZ-1. В последующие годы, после модернизации полигона, запускались РН FB-1 (1972-1981гг.) , РН CZ-2A (1974-1978гг.) , РН CZ-2C (1982-1993гг.) и РН CZ-2D (1992-1999 гг.).
За период с 1970-1996гг. с космодрома Цзюцюаньбыло произведено 28 космических запусков, из них 23 - успешно. На низкие орбиты выводились в основном разведывательные спутники и КА для дистанционного зондирования Земли. Сектор азимутов пусков РН находится в пределах 115-137 град., диапазон наклонений орбит КА 63-70 град.
В 90-е годы у Китая появилась возможность оказывать коммерческие услуги другим государствам по выведению полезных нагрузок на околоземные орбиты. Однако, из-за своего географического положения и ограниченного сектора азимутов пуска космодром Цзюцюань не способен обеспечить широкий спектр таких услуг. Поэтому принято решение сделать этот космический центр главной базой для запуска управляемых космических кораблей.
С этой целью на космодроме Цзюцюань в 1999 году построили новый стартовый комплекс и здание для вертикальной сборки новых мощных РН CZ-2F. Это здание позволяет производить сборку одновременно трех-четырех РН с последующей транспортировкой ракет к месту запуска на подвижном стартовом столе в вертикальном положении, как это делается в США с системой Space Shuttle.
Новый стартовый комплекс будет использоваться и для запуска нового носителя CZ-2E (A), способного в рамках пилотируемой программы Китая вывести на орбиту станцию с модулями массой до 14 т. С нового стартового комплекса космодрома Цзюцюань 21 ноября 1999 года был успешно осуществлен запуск возвращаемого космического корабля «Шень Чжоу». Это огромное техническое достижение Китая.
Для осуществления пилотируемой программы в Китае был создан новый комплекс управления, включающий центр управления (ЦУП) в Пекине, наземные и командно-измерительные пункты. По заявлению космонавта В.В.Рюмина, Китайский Центр управления полетами лучше, чем в России и США. Такого центра нет ни в одной стране мира. В главном зале ЦУПа в пять рядов расположены более 100 терминалов представления информации специалистам группы управления, а на торцевой стене - четыре больших экрана отображения, на которые может быть выведено трехмерное синтезированное изображение.
Для управления кораблем «Шень Чжоу» использовалось не менее трех наземных пунктов на территории Китая и два зарубежных пункта: в Карачи (Пакистан) и в Мозамбике.
Кроме того, Китай развернул четыре морских пункта «Юаньван», подчиненных Департаменту морского мониторинга и контроля за полетом спутников. Для обеспечения первого полета космического корабля «Шень Чжоу» были выведены корабли: в Тихий («Юаньван-1» и «Юаньван-2»), Атлантический («Юаньван-3») и Индийский («Юаньван-4») океаны в районы к югу от Японских островов, восточнее островов Кермаден, западнее Южной Африки и юго-западнее Австралии. По заявлению представителей Департамента, после направления корабля «Юаньван-3» в Атлантический океан китайская система мониторинга и контроля за полетами космических аппаратов приняла глобальный характер. По сообщению агентства Синьхуа, корабль «Юаньван-3» был оборудован новейшими электронными приборами и компьютерами, необходимыми для сбора всей информации, имеющей отношение к полету заданного космического корабля.
В перспективе Китай планирует создать семейство новых РН CZ-5, работающих на кислороде и керосине. Эти РН планируется запускать также с нового стартового комплекса космодрома Цзюцюань.
Космодром Сичан
Космодром Сичан построен в 1984 году. Он расположен в провинции Сычуань у подножия хребта Даляншань, имеет координаты 28 град. с.ш. и 102 град. в.д.(приблизительно на широте мыса Канаверал). С этого космодрома запускаются РН CZ-3, предназначенные для вывода КА на геостационарную орбиту. Большая близость этого космодрома к экватору по сравнению с космодромом Цзюцюань дает энергетический выигрыш при выведении КА на геостационарную орбиту. Поскольку этот космодром используется для коммерческих запусков КА, с 1988 года он открыт для посещения иностранными специалистами, которые представили его подробное описание.
Диапазон азимутов запуков РН с этого космодрома составляет 94-104 град.,номинальный азимут пусков с космодрома Сичан - 97 град. Трасса полета пролегает на юго-восток и проходит через несколько небольших городков, население которых на время запуска не эвакуируется, т.к. китайские специалисты уверены в высокой надежности РН CZ-3. На время запуска эвакуируется лишь население, прживающее в непосредственной близости к космодрому (с территории 5 кв. км). В случае возникновения аварийной ситуации, требующей уничтожения РН, она будет подорвана с таким расчетом, чтобы обломки не упали в населенных районах. На космодроме Сичан созданы все условия для транспортировки грузов. К космодрому ведет железнодорожная ветка, а также двухполосная шоссейная дорога от г. Сичан. Там же находится и аэропорт, в который доставляется полезная нагрузка. Штаб-квартира этого космодрома находится практически в центре г. Сичан. Рядом расположен отель, оснащенный современными средствами связи.
На космодроме Сичан расположены два стартовых комплекса(СК). Один СК предназначен для запуска РН семейства CZ-3 и имеет одну пусковую установку. Сборка РН обычно проводится на стартовой площадке, но в связи с использованием этих РН для выведения на коммерческой основе полезной нагрузки зарубежных стран специально было построено здание для работы с высокотехнологичным оборудованием. В нем осуществляются сборка третьей ступени и стыковка ее с КА. Предстартовая подготовка на данном СК занимает около 20 дней.
Второй СК, находящийся на расстоянии около 1 км, имеет две пусковые установки: одна предназначена для запусков РН CZ-2E тяжелого класса, другая (в 300 км к северо-западу) - РН CZ-3A, CZ-3B, CZ-3C, а также РН CZ-2E с различными третьими ступенями. Предстартовая подготовка на данном СК длится 11-12 недель.
Монтажно-испытательный корпус (МИК) расположен на территории технической зоны на расстоянии 2,2 км от пусковой установки. Имеющееся здесь оборудование позволяет осуществлять сборку трех РН одновременно. Ступени РН после сборки и проверки вновь расстыковываются и доставляются на стартовую площадку.
На стартовом комплексе расположены:
Здание для обслуживания КА, примыкающее к зданию МИКа. В здании оборудовано «чистое» помещение размером 42х18 м и установлен кран грузоподъемностью 15 т;
Здание для заправки топливом КА. Заправленные аппараты в этом здании будут помещаться в контейнер для доставки на стартовую позицию.В нем также предусмотрено «чистое» помещение;
Здание площадью 123 кв. м для хранения и подготовки твердотопливных двигателей, в частности апогейных;
Здание для рентгенодефектоскопии твердотопливных двигателей. В здании предусмотрены средства для охлаждения двигателей, что облегчает выявление дефектов;
Жилые здания для обслуживающего персонала. Они расположены примерно в 2,5 км от стартовой площадки.
С 1984 года по 2000 год с космодрома Сичан проведено 28 пусков, из них 22 успешных, 3 аварийных орбитальных (когда КА выведены на нерасчетные орбиты) и 3 аварийных были коммерческими. Для обеспечения пусков используются измерительные пункты в городах Сичань, Ибинь, Гуйян, а также корабельные ИПы «Юаньван».
КосмодромТайюань
Космодром Тайюань (прежнее название Учжай) действует с 1988 года. Он предназначен для запуска КА на полярные и солнечно-синхронные орбиты. . Первоначально использовался для испытаний баллистических ракет. Космодром Тайюань расположен в северо-западной части првинции Шаньси, близ г. Тайюань. Площадь его территории составляет 375 кв.км. Условный географический центр имеет координаты: 38 град.30 мин. с.ш. и 111 град.35мин. в.д. Диапазоназимутов пуска РН составляет 180-275 град.
На космодроме Тайюань расположены пусковая установка, башня технического обслуживания и два хранилища жидкого топлива. Предстартовая подготовка РН и КА производится на технической позиции. С этого космодрома выводятся на орбиту КА дистанционного зондирования, а также метеорологические и разведывательные.
В первых двух орбитальных пусках с космодрома Тайюань использовалась РН CZ-4A (это РН CZ-2C с новой третьей ступенью на долгохранимом топливе) . Через семь лет последовал третий запуск - первый полет РН CZ-2C/SD. При этом вместо третьей ступени для вывода на орбиту двух макетов КА Iridium в сентябре 1997 г. применялся диспенсер SM. Далее было произведено еще шесть запусков этой РН. При каждом на орбиту выводилась пара КА Iridium. Последний такой пуск состоялся в июне 1999 г. Через месяц ракета CZ-4B вывела на солнечно-синхронную орбиту метеоспутник FY-1, а в октябре 1999 г. - китайско-бразильский спутник CBERS. В сентябре 2000 г. с этого космодрома был запущен КА CBERS-2. На 2001 г. запланирован запуск четвертого КА FY-1.
Космодром Хайнань
Полигон на острове Хайнань известен давно. Он расположен на юге Китая в Южно-Китайском море и имеет координаты: 19 град. с.ш. и 109,5 град. в.д. Сведения о нем появились в 1988 году в связи с запусками с этого полигона четырех зондирующих ракет Zhinui-1. Но до 1999 г. пуски высотных ракет производились редко и приобрел статус второстепенного. Поэтому всех удивило сообщение о том, что остров Хайнань может стать главным китайским центром по запуску спутников.
С предложением о строительстве нового космодрома на острове Хайнань выступил в 2000 году директор комиссии по науке и технологиям Китайской ракетной академии Лонг Юхао на форуме по китайским космическим технологиям в Пекине.
Имеющиеся сейчас у Китая три космодрома (описанные выше) находятся в материковых труднодоступных районах Китая. Такое их расположение не обеспечивает должной безопасности запусков для окрестных территорий и создает определенные трудности при транспортировке ракет-носителей. По заявлению Лонга Юхао, космодром на острове Хайнань сможет решить эти проблемы.
Этот космодром будет иметь следующие преимущества:
1. Это будет самый южный китайский космодром, его относительная близость к экватору позволит увеличить грузоподъемность РН за счет более полного использования центробежной силы вращения Земли.
2. Он будет расположен на острове и отработанные ступени ракет, а также ракеты, потерпевшие аварию, будут падать в море, а не населенные пункты.
Стартовые сооружения будут построены вблизи г. Веньчан в 3 км от побережья. Два малых острова на востоке, в 35 и 70 км от берега, могут использоваться под пункты слежения. Комплекс будет иметь два стартовых стола, первый из них сможет обслуживать РН семейства CZ-2E и CZ-3/3A.
Планируется построить здание вертикальной сборки и перевозить носители к месту старта в полностью собранном виде.
Строительство стартового комплекса, технопарка и зоны отдыха для туристов на острове Хайнань уже ведет на коммерческой основе фирма Hainan New Century International Commercial Space Ltd. Расчетная стоимость строительства составляет 500 млн. дол.
Новый космодром на острове Хайнань станет основным для запусков КА на геостационарные орбиты. Специалисты высказывают мнение, что в случае успешной реализации хайнаньского проекта, все три старых китайских космодрома будут закрыты.
Л.Я.Павленко
източник: www.nkau.gov.ua