Тема, цель занятия, заполнение бланков, ответы на контрольные вопросы.
Тема: Работа поездного диспетчера. Обязанности поездного диспетчера .
ДНЦ регулирует движение поездов на участке, следит за продвижением поездов по перегонам и станциям, своевременно устраняя возникающие препятствия и отклонения от графика с тем, чтобы обеспечить выполнение заданных размеров движения при лучшем использовании вагонов, локомотивов и пропускной способности. При этом поездной диспетчер обязан максимально использовать имеющиеся резервы увеличения скорости движения, сокращение времени обработки поездов на станциях, простоя вагонов под грузовыми и техническими операциями.
В зависимости, от сложивщейся обстановки, поездной диспетчер регулирует скрещение и обгон поездов на участке. ДНЦ контролирует работу станций, прием и отправление поездов, принимая меры к обеспечению безопасности движения. Все распоряжения по движению поездов на участке ДНЦ передает ДСП и другим работникам связанным с движением поездов, приказами регистрируемыми в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений. Работники, получившие приказ ДНЦ, обязаны повторить ему содержание приказа. Убедившись в том, что приказ понят правильно, ДНЦ дает указание к его выполнению.
При необходимости закрыть перегон или путь, а также при переходе на другие средства сигнализации и связи, ДНЦ прежде чем дать приказ, убеждается, что перегон или путь свободен от поездов. О предстоящем закрытии пути или перегона ДНЦ независимо от передачи приказа, предварительно вызывает ДСП, ограничивающих перегон и предупреждает их о закрытии пути или перегона. ДНЦ при вступлении на дежурство должен ознакомиться с поездным положением, проверить вступление на дежурство всех ДСП, сообщить им для сверки часов точное время, ознакомиться с положением на станциях, действующими на участке предупреждениями и в зависимости от обстановки, дать станциям необходимые указания о предстоящей работе.
График исполненного движения поездов должен обеспечивать:
Удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов;
Безопасность движения поездов;
Наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций;
Рациональное использование подвижного состава;
Соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;
Возможность производства ремонтных работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.
Назначение и отмена поездов производятся:
а) пассажирских местного сообщения, почтово-багажных и грузопассажирских, пригородных – следующих в пределах РК – руководством РГП «КТЖ»;
в) пассажирских следующих в страны СНГ – Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств Содружества по представлению руководства РГП «КТЖ»;
в) воинских, людских, ускоренных грузовых, следующих в пределах железных дорог Казахстана - руководством РГП «КТЖ», а в станы СНГ - Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств участников Содружества;
г) восстановительных и пожарных поездов, снегоочистителей и локомотивов без вагонов,
специального самоходного подвижного состава, хозяйственных и других поездов не предусмотренных графиком движения - ДНЦ.
Каждому поезду присваивается номер установленный графиком движения. Поездам одного
направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления нечетные.
ДНЦ ведет график исполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы и причины их. На графике исполненного движения указываются:
а) номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов, поезда требующие особых условий пропуска;
б) время отправления, прибытия и проследования, по станциям участка;
в) данные об использовании локомотивов;
г) данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток;
д) занятие приемоотправочных путей на промежуточных станциях отдельными вагонами или
составами с указанием количества уложенных тормозных башмаков;
е) снятие напряжения в контактной сети на главных и приемоотправочных путях станций участка и перегонов;
ж) действующие предупреждения, требующие снижения скорости;
з) движение поездов по неправильному пути;
и) закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение.
Тема: Формы, содержание и порядок передачи диспетчерских приказов
Все распоряжения по движению поездов на участке поездной диспетчер передает дежурным по станциям и другим работникам, связанным с движением поездов, приказами, регистрируемыми (записываемыми) в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений. Обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений подлежат следующие приказы:
а) об открытии и закрытии перегонов или отдельных путей перегонов (в том числе для движения электропоездов в связи со снятием напряжения);
б) о переходе с двухпутного движения на однопутное и о восстановлении двухпутного движения;
в) о переходе с одних средств сигнализации и связи при движении поездов на другие;
г) об отправлении поездов по неправильному пути и с разграничением временем (в случаях и порядком, предусмотренным в главе XIV настоящей Инструкции);
д) об отправлении поездов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами) и негабаритными грузами;
е) о приеме и отправлении пассажирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских и людских поездов на пути и с путей, не предусмотренных для этих операций техническо-распорядительным актом станции;
ж) о назначении поездов, не предусмотренных графиком, и порядке их следования и об отмене поездов. Приказы о пропуске по участку одиночных локомотивов, дрезин несъемного типа и хозяйственных поездов могут не регистрироваться;
з) о движении поездов при неисправности автоматической локомотивной сигнализации;
и) о порядке проследования опаздывающих пассажирских поездов;
к) об отправлении пассажирского поезда с локомотивом, обслуживаемым одним машинистом.
В журнале диспетчерских распоряжений регистрируются также прием и сдача дежурств поездными диспетчерами. Регистрируемые диспетчерские приказы дежурные по станциям или операторы записывают в журнал диспетчерских распоряжений. Записав диспетчерский приказ, дежурный по станции или оператор дословно повторяет диспетчеру его содержание, называя свою фамилию. Убедившись в правильности приема приказа, диспетчер подтверждает его словом " Выполняйте " . Время проверки приказа и фамилия лица, принявшего его, отмечаются в журналах диспетчера и станции. Если приказ поездного диспетчера принимает и записывает оператор, то последний обязан немедленно предъявить его дежурному по станции для ознакомления и расписки в прочтении.
Тема: Виды предупреждений и порядок их выдачи
"В случаях, когда при следовании поездов необходимо обеспечить особую бдительность локомотивных бригад и предупредить их о производстве работ, на поезда выдаются письменные предупреждения. Предупреждения выдаются:
При неисправности пути, устройств контактной сети, переездной сигнализации, искусственных и других сооружений, а также при производстве ремонтных и строительных работ, требующих уменьшения скорости или остановки в пути;
При вводе в действие новых видов средств сигнализации и связи, а также при включении новых, перемещении или упразднении существующих светофоров и при их неисправности, когда светофор невозможно привести в закрытое положение;
При неисправности путевых устройств автоматической локомотивной сигнализации;
При отправлении поезда с грузами, выходящими за пределы габарита погрузки, когда при следовании этого поезда необходимо снижать скорость или соблюдать особые условия;
При работе на двухпутном перегоне снегоочистителя, балластера, путеукладчика, подъемного крана, щебнеочистительной и других машин;
При постановке в поезд подвижного состава, который не может следовать со скоростью, установленной для данного участка;
При работе съемных подвижных единиц в условиях плохой видимости, а также при перевозке на путевых вагончиках тяжелых грузов;
во всех других случаях, когда требуется уменьшение скорости или остановка поезда в пути, а также когда необходимо предупредить локомотивные бригады об особых условиях следования поезда"
Все предупреждения подразделяются на три вида:
а) действующие с момента установления до отмены, когда соответствующий руководитель по условиям производства работ не может определить точного срока их окончания;
б) действующие в течение определенного устанавливаемого руководителем работ срока, указываемого в заявке на выдачу предупреждения;
в) устанавливаемые для отдельных поездов при необходимости соблюдения особых условий их пропуска (наличие в поезде груза или подвижного состава, который не может следовать с установленной скоростью, при назначении не предусмотренных расписание остановок и т.п.).
Заявки о выдаче предупреждений в связи с предстоящим производством предвиденных работ даются:
а) дорожными мастерами, начальниками и электромеханиками районов контактной сети, электромеханиками дистанций сигнализации и связи - на время производства работ, но не более чем на один день;
б) начальниками дистанции пути, сигнализации и связи, дистанций энергоснабжения - на срок до 5 суток;
в) начальниками отделений железных дорог, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - главными инженерами железных дорог - на срок до 10 суток.
Предупреждения на более длительные сроки устанавливаются приказом начальника дороги, при этом в приказе об установлении предупреждения начальник дороги может предоставить соответствующим работникам право отмены предупреждения после выполнения необходимых работ и восстановления нормальной скорости.
Дорожными мастерами, даются заявки о выдаче предупреждений в связи с предстоящим производством предвиденных работ, руководить которыми имеет право бригадир пути.
Заявки на выдачу предупреждений даются письменно, телеграммой или телефонограммой в адрес дежурных по станциям. Письменная заявка, поданная на станцию, должна быть подтверждена лицом, подписавшим ее, телеграммой или телефонограммой.
Привет! Сегодня я расскажу о целой дирекции. На железной дороге существует множество различных служб (иначе их называют дирекции), обеспечивающих беспрерывный процесс работы железнодорожного транспорта и всего того, что с ним связано. Ну для тебя это не секрет, правда? Одной из таких служб является Центральная дирекция управления движением (сокращенно ЦД). Часто всех сотрудников этой службы называют «движенцы», так как одними из их главных функций являются организация движения поездов и управление перевозочным процессом. Проще говоря — они организуют движение поездов.
На каждой железной дороге есть своя дирекция управления движением, которая возглавляется начальником дирекции, а главный штаб управления движением ОАО РЖД находится в Москве. Например, на моей дороге — Дальневосточная дирекция управления движением отвечает за работу всех движенцев по всем регионам дороги, среди которых Владивостокский, Хабаровский, Комсомольский, Сахалинский, Тындинский регионы.
В самой дирекции достаточно много отделов по направлениям работы. Один отдел занимается коммерческими вопросами, другой – взаимодействует с собственниками подвижного состава, третий – работает с клиентами и т.д.
Дежурный по станции
На каждой движенцы являются ключевыми работниками и самым главным является дежурный по станции (сокращенно ДСП). В его обязанности входят:
- прием и отправление поездов;
- приготовление маршрута (перевод стрелок, включение сигналов) с помощью пульта управления (им оборудованы только крупные станции);
- взаимодействие с ответственными работниками за коммерческий и технический осмотр вагонов;
- контроль закрепления состава после отцепки локомотива;
- руководство подчиненными работниками, участвующими в перевозочном процессе.
Также, ДСП беспрерывно ведет различную документацию, вносит в рабочие журналы всю информацию, связанную с движением поездов.
Поездной диспетчер
Работу дежурного по станции контролирует поездной диспетчер (сокращенно ДНЦ), рабочее место которого находится в другом здании, в моей случае, вообще в другом городе, в Хабаровске. Дежурного и диспетчера соединяет специальная внутренняя телефонная связь. С машинистами поездов ДНЦ использует радиосвязь. Поездной диспетчер руководит движением поездов на своем участке (который может объединять десятки станций):
- он отвечает за график движения поездов;
- контролирует следование поездов по перегонам;
- своевременное их отправление со станций;
- работу станций по своевременной погрузке и выгрузке вагонов;
- в случае закрытия путей или перегонов информирует дежурных по станциям на своем участке.
Также поездной диспетчер занимается организацией аварийно-восстановительных работ, принимает меры по устранению неисправностей технических устройств. Рабочее место ДНЦ оборудовано диспетчерским пультом или компьютером с установленной на нем программой диспетчеризации. Поездной диспетчер, также как и дежурный по , может управлять стрелками и сигналами на своем участке. Только для этого станция должна быть оборудована диспетчерской централизацией.
Маневровый диспетчер
На в связке с ДСП также работает маневровый диспетчер (ДСЦ) и дежурный по сортировочной горке (ДСПГ). Маневровый диспетчер (другое название – станционный) в отличие от поездного диспетчера находится на станции и отвечает за организацию движения поездов только на своей станции.
Напомню, что поездной диспетчер руководит движением поездов на участке с несколькими станциями и находится в здании Единого дорожного центра управления перевозками. На каждой железной дороге свой такой центр, в котором несколько поездных диспетчеров. У каждого ДНЦ, повторюсь, свой участок (другое название участка – круг).
Так вот, маневровый диспетчер, как и дежурный по станции, в оперативном порядке подчиняется ДНЦ. Выполняет его распоряжения. Кроме того, в обязанности ДСЦ (маневрового диспетчера) входит следующее:
- планирование и организация маневровой работы на станции;
- обеспечение своевременной подачи местных вагонов под погрузку/выгрузку в адрес организаций (Клиентов станции) примыкающих своими подъездными ж/д путями к станционным путям;
- подготовка ж/д составов к отправлению.
Также ДСЦ руководит станционными работниками (машинисты маневровых локомотивов, составители поездов, регулировщики скорости) которые участвуют в маневровом процессе. В общем, сортировкой вагонов и формированием поездов по направлениям руководит именно ДСЦ.
Дежурный по станции отправляет поезда уже сформированные маневровым диспетчером. Если поезд транзитный ДСЦ обеспечивает наличие свободного пути для принятия/пропуска этого поезда. Помогает маневровому диспетчеру дежурный по сортировочной горке (ДСПГ). Рабочее место его (как и у ДСП, ДСЦ) находится на станции в здании поста ЭЦ (пост электрической централизации) – помещение в котором располагаются все технические средства для управления движением поездов и организации маневровой работы.
Обычно это 2-х, 3-х этажное здание со «стеклянным полукругом» на верхних этажах. Этот полукруг — своего рода балкон, с которого открывается хороший обзор на станционные пути. Построен пост ЭЦ недалеко от сортировочной горки, с которой происходит роспуск вагонов по разным путям. Вот за этим стеклянным полукругом и находится пульт, с помощью которого ДСПГ переводит стрелки — для того, чтобы вагон или группа вагонов, отцепленных составителем на горке, попали на нужный путь.
Дежурный по сортировочной горке, согласно распоряжениям маневрового диспетчера, передает по радиосвязи или через громкоговоритель указания составителям поездов, регулировщикам скорости движения вагонов (башмачники). Объясняет сколько вагонов, и на какой путь необходимо отцепить. Регулировщики скорости с помощью специального тормозного башмака снижают скорость отцепленного с горки вагона при его соединении с уже стоящими на пути вагонами. Некоторые станции с механизированными сортировочными горками, которые оборудованы пневматическими вагонными замедлителями, обходятся без регулировщиков скорости.
И всем этим коллективом руководит , про него я пишу отдельную статью, где хочу рассказать что конкретно входит в его обязанности, чтобы каждый понял как много ему приходится знать и уметь чтобы управлять. Так что подписывайся на обновление блога. Кстати если у тебя есть замечания, то обязательно укажи их в комментарии.
15.1 "Движением поездов на участке должен руководить только один работник - поездной диспетчер, который отвечает за выполнение графика движения поездов на участке, который он обслуживает.
Приказы поездного диспетчера подлежат безусловному выполнению работниками, которые непосредственно связаны с движением поездов на этом участке.
Запрещается давать оперативные приказы на движения поездов на участке без уведомления поездного диспетчера" (п. 16.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Украины).
Поездной диспетчер обязан:
Максимально использовать технические средства для обеспечения заданных размеров движения, ускорения продвижения поездов, сокращения времени обработки их на станциях, более эффективно использовать вагонный парк, локомотивы и пропускную возможность;
Контролировать работу станций и принимать меры относительно выполнения задач из формирование и отправления поездов соответственно графику движения и плана формирования поездов;
Контролировать правильность закрепления вагонов при временном оставлении грузовых поездов на промежуточных станциях без локомотива. О количестве уложенных тормозных башмаков поездной диспетчер делает отметку в графику выполненного движения поездов;
Своевременно давать указания из движения поездов дежурным по станциям, а в случае необходимости и машинистам поездных локомотивов;
Следить за следованием поездов на перегонах, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, в особенности когда это происходит при обслуживании локомотива одним машинистом, нарушении нормальной работы устройств СЦБ и связи, во время обгонов и скрещений пассажирских, грузопассажирских, людских, длинносоставных, тяжеловесных, с грузами класса опасности 1 (ВМ) и негабаритными грузами поездов с другими поездами, принимать меры к выполнению графика движения, обеспечения безопасности, недопущения нарушений установленного времени непрерывной работы локомотивных бригад.
На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, а также на малодеятельных участках, на станциях которых отмененные дежурства дежурных по станциям, порядок движения поездов, которые обслуживаются машинистами в одно лицо, а также перечень таких участков устанавливается начальником железной дороги.
15.2 Поездной диспетчер во время заступления на дежурство должен ознакомиться с поездным положением, проверить заступление на дежурство всех дежурных по станциям, сообщить им точное время для сверки часов, ознакомиться с положением на станциях, действующими на участке предупреждениями, в зависимости от обстановки даты станциям необходимые указания о следующей работе, в том числе относительно обеспечения безопасности движения.
На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, поездной диспетчер во время заступления на дежурство обязан проверить исправность технических средств и через начальников станций или других работников, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов, ознакомиться с положением на станциях участка.
Границы диспетчерских участков устанавливаются приказом начальника железной дороги.
15.3 На участках, не оборудованных устройствами для автоматической записи графиков выполненного движения (поездографами), поездной диспетчер обязан получать со станций, размещенных на участке, сообщения о времени прибытия, отправления или прохождения каждого поезда. Получая такие сообщения, обращать особое внимание на строгое соблюдение станциями установленной нумерации и индексации поездов, в особенности с грузами класса опасности 1 (ВМ) и негабаритными грузами, тяжеловесными и длинносоставными.
На участках с интенсивным движением, а также оборудованных поездографами, порядок передачи сообщений устанавливается начальником железной дороги соответственно п. 4.11.
15.4 Поездной диспетчер ведет график выполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины.
На графике исполненного движения или дополнению к нему указываются:
а) номера поездов и поездных локомотивов и единиц специального самоходного подвижного состава, фамилии машинистов и время их явки на работу, масса и условная длина поездов, поезда, которые требуют особых условий пропуска, а также структурный подраздел, который есть собственником специального самоходного подвижного состава (ПЧ, ЭЧ, ШЧ и т.п.). Номера поездов, которые дополняются соответствующими буквами и индексами, отмечаются с этими буквами и индексами на графике исполненного движения;
б) время отправления, прибытия и прохождения поездов по станциям участков;
в) путь, по которому пропускался, принимался (отправлялся) поезд;
г) время увеличения (уменьшения) перегонного времени хода на перегонах;
д) при нарушении нормального действия устройств СЦБ – по какому разрешению принимался (отправлялся) поезд (регистрированный приказ, путевая записка, разрешение на бланке зеленого цвета и т.п.);
е) данные об использование локомотивов;
ж) данные про поездную и грузовую работу станций за установленный период суток;
к) отметки о графиковом отправлении и прохождении пассажирских, пригородных и грузовых поездов, при отклонении от графика - служба (хозяйство), за которой отнесена задержка поезда и время опоздания;
л) занятие приемоотправочных путей на промежуточных станциях отдельными вагонами, хозяйственными поездами или составами с указанием количества уложенных тормозных башмаков или стационарных устройств для закрепления вагонов при оставлении подвижного состава на пути более, чем на 1 час;
м) все действующие предупреждения, в том числе требующие снижения скорости, номера поездов, с которых начата выдача предупреждения, отметка о выдаче непредвиденных предупреждений;
н) данные о неисправностях устройств СЦБ, контактной сети, связи, электроснабжение, неисправности пути; при устранении неисправности - отметка должности лица (руководителя работ) который устранил неисправность;
о) закрытия перегонов, путей и других устройств, которые обслуживают движение, с указанием номера телеграммы-разрешения, должности и фамилии руководителя работ и должностных лиц, ответственных за безопасность движения при выполнении работ в "окно";
п) снятия напряжения в контактной сети на главных и приемоотправочных путях станций участка и перегонов;
р) движение поездов по неправильному пути.
На отдельных участках для записи необходимых для поездного диспетчера данных, которые касаются движения поездов и грузовой работы, могут использоваться приборы и аппаратура автоматизированного рабочего места, а также назначаться на помощь диспетчеру операторы или другие работники дирекции железнодорожных перевозок.
15.5 Все распоряжения из движения поездов на участке поездной диспетчер передает дежурным по станциям и другим работникам, которые связаны с движением поездов, приказами, которые регистрируются (записываются) в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений.
Все переговоры поездного диспетчера по диспетчерским средствам связи и радиосвязи должны фиксироваться системой документированной регистрации переговоров при выполнении поездной и маневровой работы.
15.6 Обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений подлежат такие приказы:
а) об открытие и закрытии перегонов или отдельных путей перегонов (в том числе для движения подвижного состава на электротяге в связи с снятием напряжения);
б) о переходе с двухпутного движения на однопутный и о восстановление двухпутного движения;
в) о переходе с одних средств сигнализации и связи на другие при движении поездов;
г) об отправление поездов по неправильному пути и с разграничением времени (в случае и в порядке, предусмотренному в разделе 19);
д) об отправление поездов с грузами класса опасности 1 (ВМ), негабаритными грузами и повышенной длины по форме:
ДС станций от... к.... Поезд № ..., что отправляется с станции... в... ч. ... мин. следует с опасным грузом класса 1 ВМ (негабаритным грузом Н..., повышенной длины (длинносоставный) ... условных вагонов). Обеспечьте безопасный пропуск.
ДНЦ... (фамилия)".
Текст приказа может быть дополнен особенностями пропуска поезда по станциям и перегонам, которые указанные в телеграмме на пропуск этого поезда. При следовании поезда на несколько диспетчерских участков, копия приказа адресуется также ДНЦ соседних участков.
Порядок пропуска длинносоставных и тяжеловесных поездов устанавливается приказом начальника железной дороги;
ж) о приеме и отправлении пассажирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских и людских поездов на пути и с путей, не предусмотренных для этих операций техническо-распорядительным актом станции по форме:
"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)
ДС станции... Разрешаю принять поезд № ... на... неспециализированный путь станции. Обеспечьте безопасное следование поезда.
ДНЦ... (фамилия)".
з) о назначении поездов, не предусмотренных графиком, и порядок их следования и об отличии поездов. Приказы о пропуске по участку отдельных локомотивов, специального самоходного подвижного состава и хозяйственных поездов могут не регистрироваться;
к) о движении поездов при неисправности автоматической локомотивной сигнализации и поездной радиосвязи по форме:
"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)
ДС станций от... к...
Поезд № ..., направляется с неисправной АЛС (поездной радиосвязью). Обеспечьте безопасный пропуск по станциям. ДНЦ... (фамилия)".
л) о введение в график пассажирских опаздывающих поездов по форме:
"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)
ДС станций от... к...
Копия машинисту поезда № ..., ДНЦ (соседнего участка)
Поезд № ..., локомотив № ... следует участком с опозданием Примите меры относительно сокращения опоздания поезда, обеспечьте беспрепятственный безопасный пропуск.
ДНЦ... (фамилия)".
м) в случаях, предусмотренных в пунктах 5.7.2, 5.7.10, 6.5.1, 6.5.2, 6.5.6, 11.14.2, 11.14.7, 11.14.8, 13.8. Для комиссионной проверки возможности изменения направления движения с помощью кнопок (рукояток) вспомогательного режима к тексту приказа, предусмотренного п. 5.7.10, прибавляется: "для комиссионной проверки";
н) на участках, оборудованных ДЦ, приказы о передаче станций на резервное (местное, сезонное) управления и возвращения управления на центральный пост ДЦ;
о) о порядке выдачи предупреждений, которые возникли не предусмотрен;
п) о разрешении на выдачу предупреждения о кратковременной остановке поезда на станции или перегоне для доставки работников дистанции пути, электроснабжение, сигнализации и связи на место отказов устройств и повреждений сооружений и возвращения назад в соответствии с предоставленными заявками.
В журнале диспетчерских распоряжений должны записываться также все регистрированные приказы, адресованные машинистам поездных локомотивов, а также все приказы поездных диспетчеров соседних участков, адресованные поездному диспетчеру данного участка.
Регистрация других приказов, связанных с движением поездов на участке, проводится за усмотрением диспетчеров.
Для сокращения времени на запись диспетчерских приказов диспетчерские приказы за формами, предусмотренными этой Инструкцией, с разрешения начальника дирекции железнодорожных перевозок (начальника железной дороги) могут регистрироваться с использованием персональных компьютеров с печатанием текстов приказов, а также могут применяться специальные штампы с нанесенными на них текстами приказов, которые чаще всего выдаются.
В журнале диспетчерских распоряжений регистрируются также прием и сдача дежурств поездным диспетчером.
Кроме вышеупомянутого, к журналу диспетчерских распоряжений должны записываться сообщения (телефоном или через радиосвязь):
От руководителя работ об окончание всех работ на пути перегона и возможности открытия движения поездов на перегоне;
От ДСП, машиниста, должностных лиц о неисправности и восстановлении действия средств сигнализации и связи, выявления "толчка" пути;
От машиниста поезда, который остановился на перегоне, о предоставление помощи в связи с неисправностью локомотива или схода подвижного состава;
От должностного лица о выявленной неисправности пути, земляного полотна, искусственных сооружений и других устройств, которые угрожают безопасности движения поездов;
От энергодиспетчера об устранение повреждений контактной сети, окончания работ на контактной сети, о снятии (подаче) напряжения.
15.7 Регистрированные диспетчерские приказы дежурные по станциям или операторы записывают в журнал диспетчерских распоряжений.
Записав диспетчерский приказ, дежурный по станции или оператор дословно повторяет диспетчеру его содержание, называя своя фамилия. Время проверки приказа и фамилия лица, которое его принимало, отмечаются в журналах поездного диспетчера и станции. Убедившись в правильности восприятия приказа, диспетчер подтверждает его словом "Верно. Выполняйте". С этого момента приказ вступает в действие.
Если приказ поездного диспетчера принимает и записывает оператор, то последний обязан немедленно показать его дежурному по станции для ознакомления и росписи в ознакомлении. Приказ, адресованный машинисту, передается последнему лично поездным диспетчером (при наличии поездной радиосвязи) или через дежурного по станции.
Диспетчер или дежурный по станции должен убедиться, что переданный приказ машинист понял верно. Фамилия машиниста и время передачи приказа отмечаются соответственно в журнале поездного диспетчера или станции.
15.8 Когда диспетчерский приказ адресуется нескольким станциям, передача текста приказа для его проверки осуществляется одним из дежурных по станции по указанию поездного диспетчера, а дежурные остальных станций обязаны в это время проверить, правильно ли записан приказ.
15.9 Закрытия однопутного перегона, одного или нескольких главных путей на однопутном и многопутном перегонах или станциях проводится поездным диспетчером на основании:
а) распоряжения начальника дирекции железнодорожных перевозок (начальника железной дороги) в случаях проведения предусмотренных планом ремонтно-путевых, строительных или восстановительных работ, а также ремонтных работ на контактной сети;
б) требования, полученной от машиниста поезда, который остановился на перегоне, или требования работников дистанции пути, сигнализации и связи, электроснабжение и др. в случае непредвиденной неисправности на перегоне пути, сооружений и устройств, что угрожает безопасности движения поездов.
Полученное требование поездной диспетчер обязан записать в журнале диспетчерских распоряжений, указав время поступления и лицо, от которого оно поступило.
Все письменные требования, сообщения, телеграммы и телефонограммы должны сохраняться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.
15.10 Приказ о закрытии перегона (пути) поездной диспетчер дает согласно заявки руководителя работ станциям, которые ограничивают перегон, и путевым постам, если они есть на перегоне, по одной из таких (примерных) форм:
"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)
Для проведения таких-то работ....путь перегона... с... ч. ... мин. закрывается для движения, кроме хозяйственных поездов, которые отправляются на закрытый перегон по заявке руководителя работ...(указывается должность и фамилия) ...
ДНЦ (фамилия)".
"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)
Для предоставления помощи поезду № ...., что остановился на... км, ... путь перегона... с... ч. ... мин. закрывается для движения всех поездов, кроме вспомогательного локомотива, который отправляется с станции... для вывода поезда, который остановился, на станцию...", или "для подталкивания поезда, который остановился, и следующего возвращения на станцию" ......
ДНЦ (фамилия)".
"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)
Для проведения восстановительных работ на... км... путь перегона... с... ч. ... мин. закрывается для движения всех поездов, кроме восстановительных...
ДНЦ (фамилия)".
На двухпутных и многопутных перегонах, когда один из путей закрыт, по пути, которая осталась для поездов, которые отправляются в правильном направлении, а при двусторонней автоблокировке - в обеих направлениях, сохраняются существующие средства сигнализации и связи. При необходимости отправления поездов по пути, который остался, в неправильном направлении (если нет двусторонней автоблокировки) существующие средства сигнализации и связи по этому пути закрываются и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи и передачей приказа по форме:
"Приказ № ... Дата.... Время... (час. ... мин. ...)
В связи с закрытием... пути с... ч. ... мин. по... пути перегона... действие автоблокировки закрывается и устанавливается движение поездов по телефонной связи по правилам однопутного движения...
ДНЦ (фамилия)".
В зависимости от поездной обстановки приказ об установлении по оставшемуся пути, движения поездов по телефонной связи может быть объединен с приказом о закрытии пути.
Указанные приказы адресуются руководителям путевых или восстановительных работ, и причастным машинистам локомотивов, которые востребовали или предоставляют помощь.
15.11 Если одна из станций ограничивающих закрываемый перегон, находится в распоряжении поездного диспетчера соседней дирекции железнодорожных перевозок или железной дороги, тогда приказ на закрытие согласовывается с этим поездным диспетчером и выдается ему в копии.
15.12 Перед передачей приказа о закрытии перегона или отдельного пути поездной диспетчер обязан вызвать лично дежурных по станциям ограничивающих перегон, предупредить их о предстоящем закрытии, проверить присутствие лиц, ответственных за обеспечение безопасности движения в период выполнения работ в "окно", сообщить фамилию и должность руководителя работ, намеченный порядок пропуска поездов по оставшемуся пути, и прочие необходимые данные.
15.13 Открытие перегона или пути производится поездным диспетчером после получения сообщения об устранении возникших препятствий, окончании работ и освобождения перегона в порядке, предусмотренном в этой Инструкции.
Полученное сообщение поездной диспетчер обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время его поступления, должность и фамилию лица, от которого оно получено. Письменное сообщение или телефонограмма об окончание работ и возможности движения поездов должны сохраняться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.
15.14 Приказ об открытие перегона или пути поездной диспетчер дает станциям ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие есть на перегоне, по форме:
"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)
Приказ № ... от... числа отменяется. Движение поездов по... пути перегона... с... ч. ... мин. восстанавливается по... (указываются средства сигнализации и связи) ...
ДНЦ (фамилия)".
15.15 Если на двухпутном перегоне, не оборудованном устройствами для двустороннего движения по блокировке по каждому пути (в том числе по показаниям локомотивного светофора), поездной диспетчер в порядке регулировки отправляет поезд по неправильному пути, то после проверки свободности этого пути станциям ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие есть на перегоне, дается приказ по форме:
"Приказ № ... Дата.... Время (ч. ... мин. ...)
С... ч. ... мин. движение... (четных или нечетных) поездов по... пути перегона... прекращается. Поезд № ... со станции отправьте по... неправильному пути по телефонной связи по правилам однопутного движения.
... ДНЦ (фамилия)".
Прежде чем передать такой приказ об отправлении по неправильному пути пассажирского поезда, в журнале диспетчерских распоряжений должен быть записан приказ дежурного по дирекции железнодорожных перевозок (старшего дорожного диспетчера службы перевозок или дорожного диспетчера соответствующего региона (района) дорожного центра управления службы перевозок по форме:
Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)
Поезд № ... со станции... отправить по неправильному пути ДНЦО (ДГП) ..... (подпись и фамилия)".
В случае пропуска по неправильному пути одного за другим двух или более поездов текст приказа соответственно изменяется, при этом в случае наличия на перегоне путевых постов они в случае необходимости могут быть использованы для разграничения поездов, которые попутно следуют по неправильному пути, что также указывается в приказе поездного диспетчера.
Получив приказ о пропуске поезда по неправильному пути дежурные по станциям обмениваются под контролем диспетчера телефонограммами по форме, предусмотренным в п. 9.11.6.
Дежурные по путевым постам (за исключением постов примыкания на однопутном перегоне с двухпутными вставками и предузловых постов) в переговорах о движении поездов по неправильному пути не участвуют, но об отправлении поезда они уведомляются по телефону, а время его прохождения отмечают в журнале движения поездов.
При отправлении по неправильному пути друг за другом нескольких поездов с разграничением путевыми постами дежурные по этим постам сообщают на соседние станции о прохождение поездов по форме:
"Поезд № ... по неправильному пути проследовал в... ч. ... мин. ДСП поста".
На двухпутных электрифицированных участках с односторонней путевой блокировкой, на которых применяется одностороннее ограждение съемных подвижных единиц, отправление поезда в порядке регулирования по неправильному пути поездной диспетчер обязан предварительно согласовать с энергодиспетчером. Перечень таких участков устанавливается начальником железной дороги.
Отправления поезда по неправильному пути на двухпутных перегонах, оборудованных двусторонним блокировкой, а также устройствами обеспечивающих движение поездов по неправильному пути по сигналам локомотивных светофоров, осуществляется по устному указанию поездного диспетчера и после переключения блокировки на соответствующее направление движения.
15.16 Перечень перегонов с наличием переездов, оборудованных автоматическими устройствами только для поездов следующих по правильному пути, а также перегонов, где есть улавливающие тупики, с указанием необходимых мероприятий по обеспечению безопасности движения при отправлении на таких перегонах поездов по неправильному пути, устанавливается приказом начальника железной дороги, при этом в приказе может быть предусмотрен порядок заблаговременного сообщения дежурных переездов о каждом отправленном поезде. С приказом должны быть ознакомлены машинисты поездных локомотивов и прочие причастные работники.
Машинисты поездов отправляемые в порядке регулирования по неправильному пути, обязаны обеспечить прохождение оборудованных односторонними автоматическими устройствами переездов, которые обслуживаются дежурным работником, - со скоростью, не более 40 км/ч., а тех, что не обслуживаются дежурным работником, - не более 25 км/ч.
После прохождения через переезд ведущего локомотива машинист имеет право повысить скорость движения, до установленной для данного перегона.
15.17 После получения с станции поездной телефонограммы (сообщения) о прибытие поезда по неправильной пути поездной диспетчер восстанавливает на перегоне нормальное движение передачей приказа по форме:
"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)
Приказ № ... от... числа отменяется. Движение поездов по... пути перегона... с... ч. ... мин. по... пути перегона... восстанавливается по... (указываются средства сигнализации и связи.
ДНЦ... (фамилия)".
15.18 В случаях необходимости отправления с станции поезда с остановкой на перегоне, не предусмотренной графиком движения (для посадки и высадки людей, погрузка и разгрузка), с последующим прибытием на соседнюю станцию или возвращением на станцию отправления поездной диспетчер соответственно поездной обстановке дает разрешение станциям, которые ограничивают перегон, указывая время отправления поезда и продолжительность занятия ним перегона.
Машинистам локомотивов, а также работникам, которые руководят посадкой и высадкой людей, погрузкой и разгрузкой грузов, при отправлении таких поездов выдаются соответствующие предупреждения. После остановки на перегоне машинисты этих поездов продолжают движение по сигналам указанных работников.
Отправления хозяйственных поездов, специального самоходного подвижного состава на закрытые перегоны (пути) осуществляется в порядке, предусмотренном в разделе 11.
15.19 Получив сообщение о неисправности средств сигнализации и связи, пути или электроснабжение во время движения поездов на том или другом перегоне (пути), поездной диспетчер записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по станциям свободность перегона (пути), дает приказ об установлении движения по телефонным средствам связи по форме:
"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)
В связи с неисправностью автоблокировки с... ч. ... мин. по (четному или нечетному) пути перегона (или на... перегоне) действие автоблокировки прекращается. Устанавливается движение поездов по телефонным средствам связи по правилам... (двухпутного или однопутного) движения
... ДНЦ (фамилия)".
15.20 При наличии на перегонах путевых постов приказ поездного диспетчера о переходе с одного вида связи на другого передается также дежурным по постам, при этом в зависимости от обстановки переход на другой вид связи может производиться на всем межстанционном перегоне или в отдельности на каждом свободном межпостовом перегоне.
15.21 После получения сообщения о восстановлении действия средств сигнализации и связи поездной диспетчер записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по станциям свободность перегона (пути), дает станциям ограничивающим перегон, приказ по форме:
"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)
В связи с восстановлением действия..... с... ч. ... мин. на перегоне... (по... пути перегона) восстанавливается движение поездов по сигналам (указываются средства сигнализации и связи).
... ДНЦ (фамилия)".
Из указанного времени станции переходят на то средство связи, которое будет предусмотрено в приказе поездного диспетчера.
На двухпутных перегонах, оборудованной автоблокировкой для движения в одном направлении, приказ о восстановление действия автоблокировки может быть передан до освобождения перегона от поездов, отправленных по правильному пути.
15.22 Открытия или закрытия раздельных пунктов или вспомогательных постов, которые работают не круглые сутки, проводится в порядке, утвержденном начальником железной дороги, и оформляется приказом поездного диспетчера, который передается станциям, которые ограничивают перегон, по форме:
"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)
"Действие поста... км с... ч. ... мин. открыто (закрыто)
... ДНЦ (фамилия)".
15.23 На участках с электрической тягой поездной диспетчер должен работать во взаимодействии с энергодиспетчером и принимать меры относительно обеспечения нормальной работы устройств электроснабжения.
При повреждении контактной сети, отключении тяговых подстанций или снижении их мощности вместе с энергодиспетчером устанавливать наиболее рациональный порядок пропуска поездов на участках.
В период гололедицы и налипании мокрого снега по заявкам энергодиспетчера предоставлять окна для плавки на контактной сети гололедицы током высокого напряжения.
15.24 При неисправности поездной диспетчерской связи движение поездов проводится без участия поездного диспетчера. Связь относительно движения поездов осуществляется непосредственно между дежурными по станциям.
При неисправности поездной диспетчерской связи поездной диспетчер и дежурные по станциям делают соответствующие записи в журнале диспетчерских распоряжений.
О восстановление действия поездной диспетчерской связи поездной диспетчер сообщает все станции циркулярным приказом.
15.25 Порядок работы поездных диспетчеров на малодеятельных участках, где штат работников службы перевозок на станциях не предусмотренный, устанавливается начальником железной дороги.
Диспетчерская служба МПС находится в автоматизированном диспетчерском центре управления. От этой службы зависит движение всех железнодорожных поездов в России: диспетчеры Министерства путей сообщения следят за прибытием и отправлением поездов, дают распоряжения дежурным по станциям и машинистам, тем самым улучшая пропускную способность участков и обеспечивая безопасное движение поездов.
Работа диспетчеров Министерства путей сообщения
Единая диспетчерская служба МПС состоит из главного диспетчера МПС, начальника оперативно-распорядительного управления, ревизора-диспетчера, главного диспетчера-вагонораспорядителя и главного локомотивного диспетчера. Эти люди образуют главное управление перевозок МПС. Им подконтрольны подразделения всех других порядков: служба перевозок дороги, отделения дороги и линейные предприятия. В зале диспетчерского центра располагается мнемоническая схема железнодорожной сети и информационное табло. На рабочих местах диспетчеров – дисплеи и средства связи.
История появления железнодорожной диспетчерской службы
Регулировать движение поездов начали ещё в начале XIX века в США. Диспетчер выдавал поездной бригаде специальный документ – приказ-путёвку, где отмечались станции (разъезды), на которых поезд мог совершить обгон или скрещение. Под обгоном подразумевается опережение одним поездом другого как на одно-, так и на двухпутных линиях. Скрещение поездов заключается в разъезде поездов встречного направления на однопутных линиях.
С XX века регулировкой движения поездов занялись и в странах Европы. Во Франции было построено Бюро советов и разъяснений, в котором участие диспетчера ограничивалось лишь совещательным характером. Англичане разработали для железнодорожной сети контрольную систему, при которой диспетчер мог контролировать движение поездов, но не мог им распоряжаться и вносить изменения. В Швеции и Норвегии диспетчер стал исполнять работу сразу трёх служб – эксплуатации, тяги и пути.
В нашей стране аппарат особых дежурных, которые руководили движением поездов, появился в 1918 году. Диспетчер отправлял поезда на железнодорожный участок и контролировал их движение без права распоряжения. Через каждые 2 – 3 дня со станций поступали графики исполненного движения. Число перевозок по железнодорожной линии с каждым годом возрастало, из-за чего стали возникать различные трудности в пропуске поездов. Это послужило поводом расширить обязанности диспетчера, предоставив ему возможность полностью регулировать движение поездов.
С 1923 года вся оперативная работа по движению поездов на участке была сосредоточена в руках диспетчера, который нёс полную ответственность за свои действия. В качестве опытного участка выбрали отрезок Москва - Мытищи - Александров Северной железной дороги. К 1934 году диспетчерская система заработала уже на всей сети российских железных дорог.
Обязанности поездного диспетчера
Участковый поездной диспетчер единолично руководит движением поездов на своём участке – диспетчерском круге. Он отдаёт распоряжения другим сотрудникам, связанным с движением поездов (дежурным по станциям, машинистам, главным кондукторам сборных поездов). Приказы поездного диспетчера выполняются оперативно и беспрекословно, сам же диспетчер несёт полную ответственность за свои действия.
Обязанности участкового поездного диспетчера делятся на активные и пассивные. Чтобы обеспечить эффективное и безопасное движение поездов на своём участке, диспетчер должен постоянно идти «вперёд поездов», планируя порядок их пропуска и учитывая эксплуатационные события (обгоны, скрещения, задержки при движении «по удалению» и пр.).
Активные обязанности диспетчера:
- Текущее планирование (предварительное планирование пропуска поездов по участку на определённый период и внесение правок в дальнейшем с учётом изменений поездной ситуации);
- Диспетчерское регулирование (своевременная выдача приказов машинистам, дежурным по станции и другим сотрудникам);
- Анализ эффективности движения поездов.
Пассивные обязанности диспетчера:
- Составление графика исполненного движения;
- Обмен подходами поездов с соседними диспетчерами;
- Передача сведений о поездах и вагонах на станции;
- Заполнение приложений к графику.
Поездные диспетчеры н старшие поездные диспетчеры.
Виновные противоправные действия не всегда могут служить основанием для возложения на работника обязанности возместить причиненный организации ущерб. Так, пленум Верховного Суда СССР отменил приговор в отношении поездного диспетчера М., которым он признавался виновным в крушении поезда и обязывался возместить ущерб в пользу Московской железной дороги в размере 90 000 рублей (в ценах 1985 г.). В постановлении пленум констатировал, хотя поездной диспетчер и нарушил требования приказа заместителя министра путей сообщения, но не они послужили непосредственной причиной крушения поезда. Причиной аварии явилось неправильное закрепление поезда тормозными башмаками. Что же касается невыполнения приказа М., то в нем не указан регламент доклада диспетчеру дежурным по станции о закреплении поезда, а также обязанность поездного диспетчера проверять правильность закрепления поезда при условии, что он постоянно находится в отделении Московской железной дороги и руководит движением на участке с большим количеством станций. С учетом изложенного, пленум Верховного Суда СССР прекратил дело в отношении диспетчера М. за отсутствием в его действиях состава преступления и отменил решение о взыскании с него материального ущерба.
При небольших размерах поездных и маневровых передвижений, а также на подъездных путях, оборудованных устройствами телеуправления стрелками и сигналами с маневровых локомотивов диспетчер выполняет также функции дежурного по станции. Для оперативного руководства работой смены диспетчер должен иметь необходимую и своевременную информацию, хорошую связь со всеми объектами и различные справочные материалы.
Во время дежурства диспетчер ведет график исполненного движения, на котором отражаются все поездные и маневровые работы , загрузка технических средств и грузовых пунктов , занятие путевого развития в каждый период времени, контроль за вагонным и локомотивным парком, контактные технологические перевозки. График исполненного движения позволяет анализировать работу смены и качество диспетчерского руководства.
Одним из редких мероприятий повышения пропускной способности участков, необорудованных автоматической блокировкой, является отправление поездов с разграничением времени (вслед). Это мероприятие может быть использовано лишь с разрешения МПС только в светлое время суток и в каждом случае проводится по регистрируемому приказу поездного диспетчера. Пропускная способность при такой организации движения
Координацию и руководство оперативными работниками смены осуществляет начальник смены . Он подчинен старшему диспетчеру или начальнику службы движения. Основными обязанностями начальника смены является обеспечение четкой, взаимосогласованной работы поездных, районных диспетчеров . Начальник смены руководит и контролирует выполнение плана погрузки-выгрузки , плана перевозок по контактному графику , обеспечивает бесперебойный прием поездов станций примыкания. Он поддерживает непрерывную связь с диспетчерами других производственных отделов завода и дежурными работниками других служб по вопросам работы локомотивов, вагонов, средств связи , подготавливает материалы для составления суточного и сменного плана работы, оперативно устраняет возникающие затруднения в их работе.
Координация деятельности всех подразделений станции, составление и обеспечение планов работы станции , обеспечение выполнения поездной, маневровой и грузовой работы на ней возлагаются на станционного диспетчера.
Нередко весь комплекс таких работ имеет одно целевое назначение , и затраты времени на их выполнение могут быть выражены через один измеритель. Например, работы, выполняемые локомотивным диспетчером и оператором при нем, можно выразить через число выданных под поезда локомотивов (или число локомотивных бригад, необходимых для обеспечения заданных на смену размеров движения), работы поездного диспетчера - через число поездо-перегонов обслуживаемого участка и т. д.
Маневры на станционных путях должны производиться по распоряжению только одного работника -дежурного по станции, дежурного по сортировочной горке или парку, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией , - дежурного поездного диспетчера. Движением маневрового локомотива на станциях руководит составитель поездов , а на сортировочных горках - дежурный по горке.
Во всех случаях поломки или выхода из строя агрегатов (деталей) локомотива (моторвагонного поезда), вызвавших остановку поезда на перегоне или промежуточной станции, машинист докладывает по радиосвязи поездному диспетчеру о случившемся и с учетом безусловного обеспечения безопасности движения принимает все меры для следования локомотива (моторвагонного поезда) с поездом до станции смены бригад и только в крайних случаях, когда невозможно ничего сделать, требует резерв.
В связи с этим ПТЭ установлен строгий порядок назначения и отмены поездов, а также обязанности поездного диспетчера, в первую очередь несущего ответственность за выполнение графика движения поездов.
Приёмом и отправлением поездов на раздельном пункте может распоряжаться только один работник - дежурный по станции (на участках с диспетчерской централизацией - дежурный поездной диспетчер).
Движением поездов на участке руководит дежурный поездной диспетчер.
В исключительных случаях на участках, не оборудованных автоблокировкой, поезд может быть отправлен вслед за другим с разграничением во времени, причём только в светлое время суток. Такое отправление в каждом отдельном случае должно быть разрешено поездным диспетчером.
На основании получаемых от поездного диспетчера данных о расположении групп вагонов в поезде дежурный по станции или станционный диспетчер одновременно с оповещением пункта технического осмотра и технической конторы о времени ожидаемого
До отправления сборного поезда со станции формирования дежурный по промежуточной станции даёт через поездного диспетчера заявку на оставление места в составе сборного поезда для прицепки вагонов, погруженных или выгруженных на данной станции.
После отправления поезда со станции формирования дежурный по промежуточной станции уточняет у поездного диспетчера количество вагонов, подлежащих погрузке и выгрузке на этой станции, местонахождение их в составе, род груза, наименование получателя и готовится к обработке сборного поезда.
Опыт станции Подмосковная Калининской ж. д. (станционного диспетчера т. Наумовского) заключается в том, что, стремясь сократить простой вагонов под накоплением на этой станции и других станциях, перенявших этот опыт, используют для ускорения формирования поездов не только подвод к определённому сроку вагонов необходимых назначений с ближайших станций, но и формирование на станции части поезда с пополнением его до полного состава вагонами данного назначения на одной из ближайших попутных станций. По согласованию с поездным диспетчером поезд отправляется в этом случае несколько раньше срока, предусмотренного графиком, с тем, чтобы после прицепки вагонов дальше поезд следовал строго по расписанию.
Выполнение сменного плана поездной и грузовой работы обеспечивается руководителем диспетчерской смены и диспетчерами всех отделов, каждым на своём участке работы.
Каждый поездной диспетчер руководит движением на одном участке, называемом диспетчерским кругом. Границей между диспетчерскими кругами обычно служат сортировочные или участковые станции, оперативно подчинённые только одному поездному диспетчеру.
Смена поездных диспетчеров возглавляется дежурным по отделению.
ОБЯЗАННОСТИ ПОЕЗДНЫХ ДИСПЕТЧЕРОВ
На должность поездного диспетчера назначаются липа с высшим и средним техническим образованием или окончившие технические школы по подготовке диспетчеров. Они должны иметь стаж работы в должности не ниже дежурного по станции II класса не менее одного года, выдержать испытания в знании Правил технический эксплуатации,
Инструкции по движению поездов, Инструкции по сигнализации, руководства поездному диспетчеру, приказов и распоряжений МПС и дороги, а также в знании условий работы своего участка.
Во время дежурства поездной диспетчер единолично руководит движением поездов в пределах своего диспетчерского круга.
Поездной диспетчер обязан
Поездной диспетчер несёт ответственность за выполнение графика движения поездов и оборота локомотивов, за соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы и отдыха локомотивных и поездных бригад, за выполнение плана погрузки и выгрузки на станциях своего участка, выполнение регулировочных заданий по передаче порожних вагонов и других заданий руководства отделения, управления дороги и МПС.
Все оперативные указания по поездной работе на участке должны передаваться только через дежурного поездного диспетчера.
Распоряжение по движению поездов на участке поездной диспетчер передаёт дежурным по станции устными и регистрируемыми приказами
Все регистрируемые приказы поездной диспетчер даёт по формам, установленным Инструкцией по движению поездов.
Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке.
Каждому поездному диспетчеру отводится отдельная комната, изолированная от посторонних звуков и посторонних лиц. Рабочий стол диспетчера (фиг. 8) сделан так, что позволяет диспетчеру избегать лишних движений в процессе работы. В стол вмонтированы устройства связи, которыми пользуется диспетчер, с левой стороны расположен шкаф с вызывными ключами. На столе размещается бланк графика исполненного движения, заполняемый диспетчером.
Получение от поездного диспетчера, информации о номере, Времени приНытия и расположении отцепляемой группы ВагоноВ i
Диспетчерский аппарат крупных ППЖТ организован следующим образом. В зависимости от маневровых и погрузочно-раз-грузочных работ все обслуживаемые ППЖТ железнодорожные пути разделены на диспетчерские участки. Диспетчерские участки в свою очередь делятся на грузовые районы, возглавляемые мастерами. Диспетчеры участков организуют погрузочно-разгрузочные работы , развоз грузов по фронтам и уборку вагонов по окончании грузовых операций. Маневровой и поездной работой руководит начальник смены и старшие диспетчеры (рис. 33).
Крупные работы проведены и в области внедрения поездной и станционной радиосвязи. Поездная радиосвязь между диспетчером, дежурным по станции и машинистами поездных локомотивов в настоящее время применяется на 40 тыс. км грузонапряженных линий сети в недалеком будущем протяжение участков с такой радиосвязью увеличится вдвое. На всех станциях, имеющих два и более маневровых локомотивов, введена радиосвязь маневрового диспетчера с машинистами маневровых локомотивов, составителями и другими станционными работниками. К 1970 г. все станции, имеющие маневровые локомотивы, будут оборудованы устройствами станционной радиосвязи.
Наряду с этим по дороге проследовало и значительное количество неполновесных и неполносоставных поездов как своего формирования, так главным образом принятых от соседних дорог. В них недоотправлено около 3 млн. m грузов или почти вдвое больше, чем в предыдущем году. Основной причиной отправления неполновесных и неполносоставных поездов является недостаточная требовательность к дежурным по станциям, маневровым и поездным диспетчерам со стороны начальников станций и начальников отделов движения отделений дороги. Много нарушений весовых норм поездов допускается и соседними дорогами при передаче поездов на данную дорогу.
Ряд передовых методов был применён также в области организации движения поездов по участкам на основе содружества и тесной производственной связи поездных диспетчеров с машинистами. Передовые диспетчеры Н. Т. Закорко и др. развернули борьбу за точное выполнение графика движения поездов , за высокие показатели использования подвижного состава.
Осуществление оперативных планов на отделениях дороги возлагается на диспетчерский аппарат, старших диспетчеров, дежурных по отделению, поездных участковых и узловых диспетчеров и на некоторых отделениях с большим объёмом грузовой работы- на диспетчеров-вагонораспорядителей.