Приводим полный текст заявления Его Святейшества Далай-ламы касательно его следующего воплощения, которое стало предметом обсуждения участников 11-го совещания глав и представителей четырех школ тибетского буддизма и традиционной религии бон, состоявшегося в Дхарамсале 22-24 сентября 2011 г.
Вступление
Мои соотечественники, тибетцы, живущие в Тибете и за его пределами, все те, кто следует традиции тибетского буддизма, и все, кто связан с Тибетом и тибетцами. Прозорливостью наших древних царей, министров и ученых-адептов Учение Будды во всей его полноте, включая основанные на священных писаниях и личном опыте учения Трех Колесниц и четырех разделов тантры, а также связанные с ними предметы и дисциплины, повсеместно процветали в Стране снегов. Тибет был и остается для всего мира источником буддийской традиции и связанной с ней культуры. Он в значительной степени способствовал тому, чтобы неисчислимые существа в Азии, в том числе в Китае, Тибете и Монголии, обрели счастье.
В процессе сохранения в Тибете буддийской традиции, мы разработали уникальную традицию распознавания ученых-адептов, которая принесла колоссальную пользу как Дхарме, так и живым существам, в особенности монашеской общине.
За безошибочно распознанном в XV веке перевоплощением Гедуна Друпа во всеведущем Гедуне Гьяцо и основанием Гаден пходранг лабранга (института Далай-лам), последовала череда распознанных перевоплощений. Третьему в этой линии, Сонаму Гьяцо, был дарован титул Далай-ламы. Пятый Далай-лама, Наванг Лобсанг Гьяцо, в 1642 году основал правительство Гаден пходранг, став одновременно духовным и политическим главой Тибета. На протяжении 600 с лишним лет со времен Гедуна Друпа в линии Далай-лам был безошибочно определен целый ряд перевоплощений.
С 1642 года в течение 369 лет Далай-ламы исполняли роль политических и духовных руководителей Тибета. Теперь я добровольно положил конец этой традиции. Я испытываю чувство гордости и удовлетворения от того, что мы способны придерживаться демократической системы управления, распространенной во всем мире. Еще в 1969 году я ясно дал понять, что решение о том, быть ли перевоплощениям Далай-ламы в будущем, должны принимать те, кого это непосредственно касается. Однако в отсутствие четких инструкций есть очевидная опасность, что в том случае, если заинтересованная общественность выразит сильное желание, чтобы институт Далай-лам продолжил существование, некоторые политики, преследующие собственные корыстные интересы, захотят использовать систему перевоплощений для решения своих политических задач. Потому мне представляется необходимым, покуда я пребываю в добром здравии и ясном уме, дать четкие инструкции в отношении распознавания следующего Далай-ламы, чтобы не оставалось места для сомнений или обмана. Для полного понимания этих инструкций очень важно получить представление о системе распознавания тулку и основные понятия, на которых она строится. А потому я ниже приведу их краткое объяснение.
Прошлые и будущие жизни
Для того чтобы принять идею перевоплощения или реальность тулку, мы должны согласиться с существованием прошлых и будущих жизней. Живые существа приходят в эту жизнь из прошлых жизней и после смерти перерождаются снова. Такую последовательность непрерывных перерождений принимают все древние духовные традиции и философские школы Индии за исключением школы Чарвака, стоявшей на принципах материализма. Некоторые современные мыслители отрицают существование прошлых и будущих жизней на том основании, что их невозможно увидеть. Другие не делают столь безапелляционных выводов на этой основе.
Хотя многие религиозные традиции принимают перерождение, они расходятся во взглядах на то, что же перерождается, сам процесс перерождения и то, что происходит в переходный период между двумя жизнями. Некоторые религиозные традиции соглашаются с возможностью будущей жизни, но отрицают идею прошлых жизней.
В целом буддисты верят в безначальность рождений и в то, что, освободившись из колеса бытия путем преодоления кармы и разрушительных эмоций, мы более не будем перерождаться под влиянием этих условий. Таким образом, буддисты верят в возможность прекращения перерождений в результате кармы и разрушительных эмоций, но большинство буддийских философских школ считают, что сам поток ума не может быть остановлен. Отрицать прошлые и будущие перерождения, значит вступить в противоречие с буддийским представлением об основе, пути и плоде, которое должно быть объяснено на основе понятий об обузданном и необузданном уме. Если мы будем отрицать [существование прошлых и будущих перерождений], то тогда нам по логике вещей придется согласиться с тем, что этот мир и его обитатели возникают без каких-либо причин и условий. Следовательно, если мы считаем себя буддистами, мы должны принимать существование прошлых и будущих рождений.
Для тех, кто помнит свои прошлые жизни, перерождение ─ это отчетливый опыт. Однако большинство обычных существ забывают прошлые жизни в процессе умирания, переходного состояния и нового перерождения. Поскольку для них существование прошлых и будущих жизней не столь очевидно, для того, чтобы доказать их реальность, необходимо прибегнуть к логическим доводам.
В учениях Будды и последующих комментариях к ним приведено много различных логических обоснований, доказывающих существование прошлых и будущих жизней. Вкратце все они сводятся к четырем логическим доводам: каждому объекту и явлению предшествует объект и явление того же типа; каждому объекту и явлению предшествует субстанциональная причина; в прошлом ум уже обладал знанием об объектах и явлениях; и в прошлом у ума уже был опыт [взаимодействия] с объектами и явлениями.
В конечном итоге все эти доводы опираются на мысль о том, что поскольку природа ума ─ это ясность и осознавание, то и субстанциональной причиной для ума должны быть ясность и осознавание. Субстанциональной причиной для ума не может быть ничто иное, например неодушевленный предмет. Это очевидно. Посредством логического анализа мы устанавливаем, что новый поток ясности и осознавания не может возникнуть без причин или из несоответствующих причин. Установив, что ум невозможно создать в лаборатории, мы можем также сделать вывод, что ничто не может положить конец тонкому [потоку] ясности и осознавания.
Насколько мне известно, ни одному современному психологу, физику или нейробиологу не удалось пока наблюдать или обосновать возникновение ума из материи или без причины.
Есть люди, которые помнят прошлую жизнь или даже многие прошлые жизни, а также могут узнавать места, где они побывали в прошлой жизни, и своих прежних родственников. Такие случаи бывали не только в прошлом. Даже сегодня на Востоке и на Западе есть много людей, которые могут вспомнить случаи и переживания из своих прошлых жизней. Отрицать это, значит нечестно и предвзято подходить к исследованию, ибо это противоречит имеющимся свидетельствам. Тибетская система распознавания перерождений ─ это достоверный способ исследования, основанный на памяти людей о своих прошлых жизнях.
Как происходит перерождение
Существует два способа перерождения после смерти: перерождение в силу кармы или разрушительных эмоций и перерождение в силу сострадания и молитвы. В первом случае по причине неведения создается отрицательная и положительная карма, оставляющая отпечатки на сознании. Сильное желание и цепляние вновь приводят в действие эти отпечатки, что и направляет нас к следующей жизни. Вследствие этого мы непроизвольно рождаемся вновь в высших или низших мирах. Именно так обычные существа непрерывно вращаются в круге бытия, подобном крутящемуся колесу. Но даже при таких обстоятельствах обычные существа, движимые благими намерениями, могут усердно заниматься добродетельными практиками в своей повседневной жизни. Так они приучают себя к добродетельному мышлению, которое, будучи задействованным в момент смерти, способно помочь им переродиться в более высоких сферах бытия. С другой стороны, высшие бодхисаттвы, достигшие пути видения, перерождаются не в силу кармы и разрушительных эмоций, но в силу своего сострадания к живым существам и молитв о благе других. Они могут выбирать место и время перерождения, а также своих будущих родителей. Такое перерождение, происходящее с единственной целью принести благо другим, и является перерождением в силу сострадания и молитвы.
Значение тулку
Тибетский обычай употреблять эпитет «тулку» (нирманакая, тело эманации, или явленное тело будды) в отношении распознанных воплощений [лам], по-видимому, сложился от того, что верующие стали использовать его в качестве почетного звания. Однако впоследствии он вошел в широкое употребление. В целом, термин «тулку» относится определенному аспекту будды, одному из трех или четырех, описанных в Колеснице сутр. Согласно этому объяснению данных аспектов будды, человек, полностью связанный разрушительными эмоциями и кармой, обладает потенциалом для достижения дхармакаи (тела истины), состоящего из джнянакаи и свабхававикакаи. Первое соответствует просветленному уму Будды, способному в один и тот же момент времени точно и непосредственно воспринять все как оно есть. Он очищен ото всех разрушительных эмоций, а также их отпечатков, в силу долговременного накопления заслуг и мудрости. Второе, свабхававикакая, соответствует пустой природе всеведущего просветленного ума. Эти два аспекта проявляются буддами для себя. Однако поскольку другие не обладают к ним непосредственным доступом, и взаимодействовать с этими аспектами могут только сами будды, то буддам необходимо также проявляться в материальных формах, доступных для живых существ, чтобы им помогать. Вот почему наивысшим материальным проявлением будды становится самбхогакая (тело блаженства), доступное для высших бодхисатв и обладающее пятью характеристиками, среди которых, например, пребывание в раю Аканишта. А из самбхогакаи проявляются мириады явленных тел будд, или тулку (нирманакая), которые могут быть богами или людьми и доступны даже для обычных существ. Эти материальные аспекты будды носят название «тела формы» и предназначаются для служения другим.
Нирманакая (тело эманации, или явленное тело будды) может быть трех видов: 1) высшее тело-нирманакая, его примером может быть Будда Шакьямуни, исторический будда, совершивший двенадцать деяний будды, среди которых рождение в избранном им месте и т.д.; 2) творческое тело-нирманакая, с помощью которого будды служат другим, проявляясь как ремесленники, художники и т.д., и 3) воплощенное тело-нирманакая, с помощью которого будды проявляются в различных формах, например в образе людей, божеств, рек, мостов, целебных трав и деревьев, чтобы помогать другим существам. Воплощения духовных наставников, которые в Тибете распознаются и именуются «тулку», относятся к третьей из перечисленных трех категорий нирманакаи. Среди таких тулку, возможно, есть немало тех, кто полностью соответствует характеристикам воплощенного тела-нирманакаи будд, но это относится не ко всем. Среди тибетских тулку, возможно, есть и воплощения высших бодхисатв, бодхисатв на пути накопления и подготовки, а также наставники, которым по очевидным причинам еще только предстоит вступить на эти пути бодхисатв. Таким образом, титул «тулку» присваивается воплощенным ламам либо на том основании, что они подобны просветленным существам, либо в силу их связи с определенными качествами просветленных существ.
Как говорил Джамьянг Кхьенце Вангпо:
«Реинкарнация ─ это то, что происходит, когда существо перерождается, после того как предшественник уходит из жизни; эманация ─ это когда проявления возникают без ухода из жизни их источника».
Распознавание новых воплощений
Практика распознавания, кем является данное существо, на основе определения его прошлой жизни имела место еще при жизни Будды Шакьямуни. В четырех сводах (агамах) Виная-питаки, в Джатаках, Сутре о мудрости и глупости, Сутре о сотне карм и так далее Татхагата раскрывал действие кармы, рассказывая бессчетные истории о том, как следствия определенной кармы, накопленной в одной из прошлых жизней, испытываются человеком в настоящей. Кроме того, в жизнеописаниях многих индийских учителей, живших после Будды, содержатся рассказы о том, где они рождались прежде. Существует немало таких историй, однако в Индии не сложилось системы распознавания новых воплощенийи присваивания им порядковых номеров.
Система распознавания новых воплощений в Тибете
Бон, добуддийская традиция коренного населения Тибета, уже признавала существование прошлых и будущих жизней. А с распространением буддизма в Тибете практически все тибетцы стали верить в прошлые и будущие рождения. Поиск новых воплощений многих духовных наставников, а также обычай преданно молиться им были широко распространены в Тибете. Многие достоверные источники, книги, написанные в Тибете, например «Мани Кабум» и «Пятичастные учения Катханг», а также учения достославного несравненного индийского наставника Дипанкары Атиши, данные им в XI-м столетии в Тибете и вошедшие в «Книги учеников [традиции] Кадам» и труд «Драгоценная гирлянда: ответы на вопросы», повествуют о реинкарнациях Арьи Авалокитешвары, Бодхисаттвы сострадания. Однако существующая ныне традиция официального распознавания новых воплощений учителей возникла в начале XIII-го столетия, когда Кармапа Пагши был признан учениками реинкарнацией Кармапы Дюсума Кхьенпы в соответствии с оставленным им предсказанием. С этого времени на протяжении 900 с лишним лет было распознано семнадцать воплощений Кармап. Подобным образом, с момента признания в XV-м столетии Кунги Сангмо новым вполощением Кхандро Чокьи Дронме было распознано более десяти воплощений Самдинг Доржде Пхагмо. Таким образом, среди распознанных в Тибете тулку есть и монахи, и практикующие тантру миряне, мужчины и женщины. Существующая в Тибете система распознавания реинкарнаций постепенно распространилась и на другие традиции тибетского буддизма, а также бон. Сегодня признанные и служащие Дхарме тулку есть во всех традициях тибетского буддизма: в Сакье, Гелуг, Кагью и Ньингме, а также Джонанг и Бодонг. Конечно, среди тулку есть и такие, кто чернит свое имя позором.
Всеведущий Гедун Друб, который был непосредственным учеником Чже Цонкапы, основал в Цанге монастырь Ташилхунпо и заботился о своих учениках. Он ушел из жизни в 1474 году в возрасте 84 лет. Хотя поначалу люди не предпринимали усилий для поиска его нового воплощения, они были вынуждены признать его в ребенке по имени Сангье Чопхел, родившемся в Танаке, в Цанге в 1476 году, по причине его поразительных и безошибочных воспоминаний о прошлой жизни. С тех пор и берет начало традиция поиска и признания последующих воплощений Далай-ламы, которые сперва проводил Лабранг Гаден Пходранг, а затем и одноименное правительство.
Способы распознавания новых воплощений
После возникновения системы распознавания тулку получили развитие и распространение различные процедуры, связанные с ее практическим осуществлением. Наиболее важные из них предусматривают рассмотрение пророческого письма предшественника и других оставленных им инструкций и указаний; способности нового воплощения достоверно рассказывать о своей прошлой жизни; распознавания [новым воплощением] предметов, принадлежащих его предшественнику, и узнавания близких ему людей. Помимо этого, использовались и дополнительные методы, например обращение к надежным духовным наставникам с просьбой провести гадание, а также обращение за предсказаниями к мирским божествам-оракулам, способных общаться через погруженных в транс медиумов, и наблюдение за видениями, проявляющихся на водной глади священных озер защитников, например Лхамо Лацо, священного озера к югу от Лхасы.
В том случае, если оказывается более одного потенциального кандидата на признание тулку, и выбор сопряжен с трудностями, существует традиция вынесения окончательного решения посредством гадания на шариках из теста (зен так) перед священным изображением с призыванием силы истины.
Эманация до ухода предшественника (ма-дхе тулку)
Обычно под реинкарнацией понимают перерождение человеком после ухода из жизни предшественника. Обычные живые существа, как правило, не способны проявлять эманации до смерти (ма-дхе тулку), однако высшие бодхисатвы, способные одновременно проявляться в сотнях или тысячах тел, могут проявить эманацию и до своего ухода из жизни. В рамках тибетской системы признания тулку есть эманации, которые относятся к тому же потоку ума, что и их предшественник; эманации, которые связаны с другими силой кармы и молитв, и эманации, возникающие в результате благословений и назначения.
Главная цель прихода реикарнированного [ламы] состоит в том, чтобы продолжить незаконченные его предшественником труды, направленные на служение Дхарме и существам. В том случае, если лама является обычным существом, вместо распознавания его реинкарнации, принадлежащей к тому же потоку ума, может быть распознана его эманация в другом человеке, имеющим связь с этим ламой в силу чистой кармы и молитв. Альтернативным решением может быть назначение ламой своего последователя, которым будет либо его ученик, либо кто-то из молодых. Такой человек также будет признан его эманацией. Поскольку все эти варианты возможны для обычного существа, то можно обоснованно говорить о проявлении эманации до ухода из жизни, которая не будет являться продолжением потока ума предшественника. В некоторых случаях у одного высокого ламы может быть сразу несколько реинкарнаций, которые будут воплощениями его тела, речи и ума и так далее. В последнее время широкую известность получили такие проявленные до ухода из жизни эманации, как Дубджом Джигдрал Еше Дордже и Чогье Тричен Нгаванг Кхьенраб.
Использование Золотой урны
По мере того как усугубляется век упадка, и признается все больше реинкарнаций высоких лам (некоторые из них по по политическим мотивам), растущее число лам распознается посредством ненадлежащих и сомнительных методов, что наносит колоссальный вред Дхарме.
Во время конфликта между Тибетом и гуркхами (1791-1793) тибетскому правительству пришлось прибегнуть к помощи маньчжурских военных сил. Благодаря этому войска гуркхов были изгнаны из Тибета, однако впоследствии официальные власти Манчжурии, под предлогом повышения эффективности администрации тибетского правительства, выдвинули предложение из 29 пунктов. Этот документ включал и предложение тянуть жребий из Золотой урны для принятия решений о признании реинкарнаций Далай-ламы, Панчен-ламы и различных хутухту (монгольский титул, присваиваемый высоким ламам). В результате данная процедура была применена в отношении некоторых реинканаций Далай-ламы, Панчен-ламы и других высоких лам. Указ о соблюдении этого ритуала был подписан Восьмым Далай-ламой Джампелом Гьяцо. Однако уже после введения этой системы данная процедура не применялась при установлении IX-го, XIII-го и меня самого, XIV-го Далай-ламы.
А что касается Далай-ламы X-го, то его подлинная реинкарнация была найдена и подтверждена без применения Золотой урны, но чтобы угодить маньчжурам, было объявлено о том, что процедура была соблюдена.
Таким образом, Золотая урна в действительности использовалась лишь для определения XI-го и XII-го Далай-лам. Однако Далай-лама XII был признан еще до проведения процедуры. Так что, имел место лишь единичный случай, когда Далай-лама был распознан с помощью этого способа. Подобным образом, из Панчен-лам посредством Золотой урны были определены только VIII-й и IX-й, и более никто. Эта система была навязана маньчжурами, но тибетцы не питали к ней веры, поскольку не видели в ней никакой духовной силы. Однако, если подходить к ней честно, то тогда в ней можно усмотреть сходство с гаданием на шариках из теста (зен-так).
В 1880 году, когда Далай-лама XIII признавался новой реинкарнацией XII-го, еще сохранялись следы отношений «священнослужитель-покровитель», которые связывали Тибет и маньчжуров. Он был распознан как безошибочная реинкарнация Панчен-ламой VIII-м, а также на основе предсказаний оракулов Нечунга и Самье и видений, появившихся в водах озера Лхамо Лацо, и потому Золотая урна не была задействована. Это становится ясно при знакомстве с завещанием Далай-ламы XIII, написанным в год Воды-Обезьяны, где говорится:
«Как вы знаете, я был избран не бытующим способом вытягивания жребия из Золотой урны ― меня избрали на основе пророчеств и гаданий. Согласно этим гаданиям и пророчествам я был признан воплощением Далай-ламы и возведен на трон».
Когда я был признан XIV-м воплощением Далай-ламы в 1939 году, отношений «священнослужитель-покровитель» более не существовало. А потому и не вставал вопрос о необходимости подтверждать реинкарнацию с помощью Золотой урны. Широко известно, что тогдашний регент Тибета и Тибетская национальная ассамблея проводили процедуру признания реинкарнации Далай-ламы, опираясь на пророчества высоких лам, оракулов и видения, появившиеся в водах священного озера Лхамо Лацо; это проходило без какого-либо вмешательства со стороны китайцев. Тем не менее, некоторые заинтересованные официальные лица Гоминьдана впоследствии, действуя хитроумными методами, распространили через газеты ложные заявления о том, что они разрешили воздержаться от использования Золотой урны и что якобы Ву Чунцин возглавлял церемонию моего возведения на трон и т.д. Эту ложь разоблачил Нгабо НгавангДжигме, вице-председатель Постоянного комитета Национального народного конгресса, наиболее прогрессивный человек в глазах Китайской народной республики, на Второй сессии Пятого народного конгресса Тибетского автономного района (31 июля 1989). Его позиция не вызывала сомнений, ведь по завершении своего выступления, в котором он приводил подробное объяснение событий и представлял документальные подтверждения, Нгабо Нгаванг Джигме спросил:
«Разве надлежит Коммунистической партии идти по стопам Гоминьдана и продолжать эту ложь?»
Стратегия обмана и напрасные надежды
В недавнем прошлом были случае, когда безответственные администраторы богатых лабрангов (имений лам) пользовались ненадлежащими методами для распознавания реинкарнаций, чем подрывали основы Дхармы, монашеской общины и нашего общества. Более того, со времен правления маньчжуров китайские политические власти неоднократно прибегали к различным обманным мерам, используя буддизм, буддийских учителей и тулку как инструмент для достижения своих политических целей при вмешательстве дела Тибета и Монголии. Сегодня авторитарные правители Китайской народной республики, коммунисты, отвергающие религию, но при этом вмешивающиеся в религиозные дела, проводят так называемую кампанию перевоспитания и вынесли так называемый Указ № 5 о контроле и признании реинкарнаций, который вступил в силу 1 сентября 2007. Это немыслимый и постыдный указ. Силовое введение различных неподобающих методов признания реинкарнаций для искоренения наших уникальных тибетских культурных традиций наносит вред, который трудно будет устранить.
Более того, они говорят, что дожидаются моей смерти и выберут Далай-ламу XV по собственному усмотрению. Из принятых ими недавно правил и последующих заявлений становится ясно, что у них есть проработанная стратегия обмана тибетцев, последователей тибетской буддийской традиции и мирового сообщества. В этой связи, поскольку я чувствую ответственность за то, чтобы защитить Дхарму и живых существ, дав отпор этим коварным замыслам, я делаю следующее заявление.
Следующее воплощение Далай-ламы
Как я упоминал ранее, реинкарнация ― это явление, которое должно происходить либо по добровольному выбору вовлеченного человека, либо, по меньшей мере, в силу его кармы, заслуг и молитв. Поэтому только сам перевоплощающийся человек обладает исключительной легитимной властью над тем, где именно и как он переродится и как должна быть распознана его реинкарнация. В действительности, никто иной не может принуждать перевоплощающегося человека, либо манипулировать им. Такое вмешательство в систему реинкарнаций, и прежде всего реинкарнаций Далай-лам и Панчен-лам, особенно неуместно со стороны китайских коммунистов, которые открыто отвергают саму идею существования прошлых и будущих жизней, не говоря уже о концепции перевоплощающихся тулку. Столь беззастенчивое вмешательство противоречит их собственной политической идеологии и свидетельствует о двойных стандартах. Если подобное положение вещей продолжится в будущем, то тибетцам и последователям тибетской буддийской традиции будет невозможно принять или признать его.
Когда мне будет около 90 лет, я проконсультируюсь с высокими ламами тибетских буддийских традиций, тибетским народом и другими заинтересованными людьми из числа последователей тибетского буддизма, чтобы заново оценить, должен ли сохраниться институт Далай-лам или нет. На этой основе мы вынесем свое решение. Если будет принято решение, что следует и далее искать реинкарнации Далай-ламы, и есть необходимость в признании Далай-ламы XV, то ответственность за это преимущественно ляжет на определенных лиц Фонда Далай-ламы «Гаден Пходранг». Они должны будут проконсультироваться с различными главами тибетских буддийских традиций и надежными, принесшими клятву защитниками Дхармы, которые неразрывно связаны с линией преемственности Далай-лам. Они должны будут обратиться за советом и руководствам к этим существам и выполнить процедуры поиска и распознавания в соответствии с традицией прошлого. Я оставлю ясные инструкции на этот счет в письменной форме. Следует помнить, что кроме признанной посредством таких легитимных методов реинкарнации, не может быть распознана и признана никакая другая кандидатура, избранная по политическим соображениям кем бы то ни было, в том числе и в Китайской народной республике.
Далай-лама
Дхарамсала
Перевод с английского Натальи Иноземцевой
Его Святейшество Далай-лама XIV, лауреат Нобелевской премии мира, почти пятьдесят лет назад изгнанный из Тибета вместе с правительством страны, публично заявил, что предпочел бы прекратить многовековую традицию поиска собственной реинкарнации. Он предлагает устроить среди тибетских и монгольских буддистов референдум об упразднении института перерождающихся Далай-лам, заменив их системой, при которой преемника будет называть либо сам лама, либо конклав авторитетных монахов. Впрочем, 72-летний Далай-лама готов переродиться в том случае, если на этом будет настаивать его народ.
14 частей одной жизни
"Далай" по-тибетски означает "океан", а "лама" - учитель. История "океана-учителя" насчитывает уже более шести веков. Считается, что Далай-лама является реинкарнацией бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Достигший просветления Авалокитешвара дал обет не покидать землю, пока здесь страдает хотя бы одно живое существо. Поскольку страдания земных существ бесконечны, Авалокитешвара воплощается снова и снова.
Процедура, которую 14-й "океан-учитель" предложил изменить, заключается в следующем. Реинкарнацию умершего Далай-ламы ищут среди тибетских мальчиков, родившихся не ранее чем через 49 дней и не позднее двух лет со дня его кончины. Во время поисков, которые осуществляет специальная группа монахов, учитываются предсмертные указания прошлого ламы, предсказания государственного тибетского оракула из монастыря Нечунг и сверхъестественные явления, сопутствующие рождению кандидата на реинкарнацию.
Особое значение имеет ритуал узнавания кандидатом вещей, принадлежавших его предшественнику. Если на высокий сан претендуют сразу несколько человек, проводится особая жеребьевка.
Китайская оккупация нарушила установленный ход событий. События, произошедшие в последние десятилетия в мире и Тибете, поставили под угрозу большинство казавшихся ранее незыблемыми традиций.
Темная история с буддой Безграничного Света
Прежний Панчен-лама X остался в Тибете после эмиграции Далай-ламы и тибетского правительства. Он долгое время провел в китайских тюрьмах и под домашним арестом. Панчен-лама умер в 1989 году, выступив перед смертью с речью, осуждающей китайскую оккупацию. Он также предсказал, что переродится в мальчика из тибетской столицы Лхаса.
В отличие от реинкарнации Далай-ламы, нового Панчен-ламу разрешается искать сколь угодно долго. Наконец, в 1994 году Далай-лама XIV признал своего учителя в шестилетнем тибетском мальчике Гедюн Чоки Ньиме.
Однако уже через несколько дней после торжественной церемонии посвящения в сан маленький Панчен-лама был похищен. Через несколько лет китайские власти признали, что лама находится у них. Точное его местонахождение, однако, неизвестно до сих пор.
Панчен-лама, второй по рангу духовный авторитет после Далай-ламы, считается перерождением будды Безграничного Света Амитабхи. Слово "панчен" происходит от санскритского слова "пандита", что означает "ученый". По верованиям, Панчен-лама - вечный учитель Далай-ламы. Таким образом, узнать новую реинкарнацию Амитабхи должен сам лидер тибетского буддизма. В свою очередь, Панчен-лама играет ключевую роль в сложном процессе определения следующей реинкарнации Далай-ламы.
Вскоре после похищения официальный Пекин представил собственного Панчен-ламу по имени Джьялтсен Норбу. Его называли истинной реинкарнацией Амитабхи, в отличие от Гедюн Чоки Ньиме, который, как утверждали китайцы, родился еще до смерти прежнего ламы и, таким образом, не мог быть его воплощением.
Далай-лама, естественно, не признал ставленника Китая своим духовным учителем и призвал всех верующих буддистов молиться за возвращение истинного воплощения будды Амитабхи. Инцидент с Панчен-ламой, который, напомним, играет ключевую роль в поисках реинкарнации Далай-ламы, серьезно осложнил и без того непростые отношения тибетского изгнанника с Китаем.
Однако в деле интеграции тибетского буддизма и государства официально светское правительство КНР пошло еще дальше.
Лама с благословения партии
В начале августа Государственное управление по делам религии КНР опубликовало новое предписание о том, что признание тех или иных лиц ламами, или "живыми буддами", допустимо только с одобрения правительства Китая.Согласно сообщению агенства "Синьхуа", это правило, вступившее в силу первого сентября этого года, является "важной инициативой, направленной на упорядочение института реинкарнации живых будд". Власти также уточнили, что "если появится самопровозглашенный "живой будда", не получивший одобрения правительства или управления по делам религии, то такая реинкарнация будет незаконной и недействительной".
Особенно КНР не устраивает, если процесс отбора высших духовных лиц будет проходить "под влиянием любой группы или любой персоны, находящейся за границей".
При этом нынешний Далай-лама, который, напомним, давно находится за границей вместе со своей "группой", не раз заявлял о том, что его преемник, избранный традиционным способом, вполне может оказаться иностранцем. Такие прецеденты в истории ламаизма уже были: Далай-лама VI родился на территории нынешнего индийского штата Аруначал Прадеш.
Инициатива китайских властей вызвала негодование тибетцев, как проживающих на родине, так и эмигрировавших в Индию. В октябре 2007 года около 30 человек с лицами, раскрашенными в цвета национального флага Тибета, ворвались в китайское посольство в Индии. Активисты скандировали "Свободу Тибету!" и расписали этим лозунгом стены учреждения. Участники акции рассказали прессе, что таким образом протестуют против введенных Государственным управление по делам религии правил.
Пресловутые правила, по-видимому, стали последней каплей для 72-летнего Далай-ламы. В ноябре он объявил о подготовке референдума о возможном упразднении института перерождающихся лам.
Демократия лучше оракула
Далай-лама XIV бежал из Тибета в 1959 году после нескольких лет сосуществования с оккупационными китайскими властями. С тех пор он живет в индийском городе Дарамсале, где находится также тибетское правительство в изгнании. Китай не признает авторитет Далай-ламы, считая его сепаратистом, призывающим тибетцев к мятежу и борьбе за независимость. В свою очередь лама не раз заявлял, что не стремится к выходу Тибета из состава КНР, так как сосуществование с Китаем приносит его стране много полезного. При этом, однако, он последовательно отстаивает идею автономии Тибета в составе КНР и борется за право тибетского народа на самоопределение.
При ближайшем рассмотрении выясняется, что на это решение религиозного лидера подвигли не только конъюнктурные соображения. По его мнению, институт Далай-лам, которые много веков были как светскими, так и религиозными правителями Тибета, исчерпал себя и больше не приносит пользы стране.
Еще в 1963 году лама представил черновой вариант конституции Тибета, основанной на демократических принципах. Более того, в 2001 году правительство в изгнании демократическим путем избрало своего главу, Калона Трипу. Теперь Трипа выполняет многие из функций, раньше исполнявшихся Далай-ламой.
В то же время Далай-лама не устает подчеркивать, что решать вопрос о сохранении или упразднении традиционного института должны последователи тибетского буддизма в Тибете, Монголии и некоторых других стран. Более того, лама отдает себе отчет в том, что, умри он завтра, институт Далай-лам сохранится, так как именно вокруг этой фигуры объединяется тибетский народ.
Кроме полного упразднения института лам и перехода на принцип выборности властей, Далай-лама предлагает систему поиска преемника, похожую на процедуру выборов Папы Римского. Нового Далай-ламу при этой системе будет выбирать конклав авторитетных монахов. Такие правила не исключают того, что преемник будет назван еще при жизни нынешнего Далай-ламы.
Еще один предлагаемый Далай-ламой способ предусматривает прямое назначение им своего преемника.
В любом случае, серьезные приготовления к референдуму начнутся, лишь когда нынешний буддийский лидер почувствует себя хуже. В своей недавней речи Далай-лама полушутя заявил, что, согласно данным последнего медицинского обследования, он "протянет" еще "пару десятков лет".
На заявление ламы-изгнанника немедленно отреагировал официальный Пекин. Инициатива религиозного лидера вызвала резкое осуждение властей КНР, которые назвали ее "вопиющим нарушением религиозной практики и исторической процедуры".
Итогом жизни Его Святейшества Далай-ламы XIV может стать радикальное реформирование традиционных тибетских религиозных институтов. Эта реформа, возможно, пойдет на пользу Тибету. Однако из-за нее может умереть одна из самых красивых религиозных легенд, повествующая о бесконечном перевоплощении бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.
Духовный лидер Тибета Его Святейшество Далай-лама заявил в пятницу в Мельбурне, что тибетская культура может быть полностью уничтожена через 15 лет, если Китай не предоставит региону право самоуправления, сообщает AP.
«Мы не стремимся к независимости, - отметил Далай-лама, беседуя с австралийскими журналистами. - нам необходима подлинная автономия для сохранения тибетского языка, тибетской культуры и окружающей среды».
«Если сложившаяся ситуация не изменится через 15 лет, Тибет будет уничтожен», - заявил он на пресс-конференции, открывающей его двухнедельное турне по Австралии.
Запланированный на конец месяца визит Далай-ламы в столицу Австралии Канберру заставил Министерство иностранных дал КНР рассылать предупреждения официальным лицам Австралии с требованием отказаться от встреч с лауреатом Нобелевской премии мира.
Премьер-министр Австралии отказался дать точный ответ, встретится ли он с духовным лидером в изгнании, сказав, что он формирует свой график.
Далай-лама сказал, что не видит никаких проблем даже в том случае. Если Говард не сможет встретиться с ним.
«Китай – весьма и весьма важная страна, и торговля с Китаем, безусловно, представляет большую важность, - сказал он. – Если премьер-министр сочтет, что встреча со мной сопряжена с определенными трудностями, это будет вполне понятно».
В программе визита его Святейшества Далай-ламы в Австралию учения по геше Лангри Тхангпа «Восемь стихов для тренировки ума», а также целый ряд лекций о любви сострадании и ненасилии.
Комментарии:
Друзья, мы подобрали для вас 18 жизненно важных правил от великого мудреца: Делай Ламы. Каждому из нас стоит это прочесть.
Итак вот эти Правила:
1. Примите во внимание, что большая любовь и большие успехи связаны с большим риском.
2. Когда вы проигрываете, вы не теряете накопленный опыт.
3. Следуйте вечным трем правилам:
♦ уважай себя;
♦ уважай других;
♦ не уходи от ответственности за свои действия.
4. Помните, что не всегда то, что вы хотите - действительно вам нужно.
5. Учите правила, чтобы вы знали как их правильно нарушать.
6. Не позволяйте маленькому спору разрушить большую дружбу.
7. Если вы ошиблись - немедленно сделайте всё, чтобы её исправить.
8. Иногда нужно прислушиваться к себе, наедине.
9. Чувствуйте себя свободными, но не нарушайте границ.
10. Помните, что иногда молчание является лучшим ответом.
11. Проживите достойную жизнь, чтобы потом, в старости, вам было что вспомнить.
12. Любящая атмосфера является основой для вашей жизни.
13. В спорах говорите только о настоящем, не припоминайте прошлое.
14. Делитесь своими знаниями. Это способ достичь бессмертия.
15. Будьте нежны с Землей. Любите её.
16. Раз в год отправляйтесь туда, где вы никогда не были раньше.
17. Помните, что лучшие отношения - это те, в которых каждая половинка, с кем бы она ни была, помнит о вас.
18. Иногда нужно отказаться от того, что вы хотите, чтобы получить это.
Право принимать решения, связанные с собственной реинкарнацией, принадлежит исключительно Далай-ламе, подчеркнул 17-й Кармапа Ургьен Тинле Дордже в интервью тибетской службе Radio Free Asia (RFA) в Вашингтоне вечером 15 апреля.
«В тибетской традиции мы избегаем пространных рассуждений о следующем воплощении ныне живущего наставника, - сказал он. ‒ Однако теперь возникло множество вопросов. На мой взгляд, только сам Далай-лама должен принимать решение по поводу своей будущей реинкарнации. Так что я доверяю его решению и полностью полагаюсь на него. Появилось много предположений и догадок, но меня это не тревожит».
17-й Кармапа Ургьен Тринле Дордже является единственным среди высших лам в иерархии тибетского буддизма, получившим признание Пекина и Далай-ламы. Он воспитывался в монастыре Цурпху - резиденции Кармап с XII века - вплоть до 28 декабря 1999 года, когда 14-летний мальчик сумел выбраться незамеченным из-под надзора китайских спецслужб. В течение недели с группой тибетских монахов он совершил труднейший переход в 1400 км через Гималаи в Индию, где 5 января 2000 года встретился с Далай-ламой.
В 2005 году центральное правительство Индии предоставило ему статус беженца. В настоящее время резиденция 17-го Кармапы находится в монастыре Гьюто неподалеку от Дхарамсалы.
Теперь пекинские идеологи питают надежду назначить своего «преемника» на пост Далай-ламы, чтобы воспитать его в «патриотическом» духе. Пусть тибетцы его и не признают, это не помешает использовать его в целях внешней пропаганды политики компартии.
Несколько месяцев назад Далай-лама XIV заявил, что может стать последним обладателем этого титула.
«Институт Далай-ламы однажды прекратится. Такие институты, созданные человеком, прекратят свое существование», - сказал духовный лидер в интервью программе BBC Newsnight, вышедшем в эфир 16 декабря, во время саммита лауреатов Нобелевской премии мира в Риме. - Будет очень печально, если придет какой-нибудь глупый Далай-лама и очернит себя. Так что лучше, если многовековая традиция прекратится в период популярного Далай-ламы».
Похожий комментарий Далай-лама дал в сентябрьском интервью Welt am Sonntag, отметив, что может без труда представить, что у него не будет преемника. «Тибетский буддизм не зависит от одного человека - у нас [в Индии] есть очень хорошая организация с хорошо обученными монахами и учеными-философами», - сказал он.
Председатель комиссии по этническим и религиозным делам в консультативном органе власти Чжу Вэйцюнь отреагировал на страницах пекинской Хуанцю шибао раздраженным заявлением: «Только центральное правительство может принять решение, сохранить или отказаться от преемственности далай-лам, и последнее слово по этому вопросу принадлежит не 14-му Далай-ламе».
В ноябре 1995-го партийная верхушка приняла решение под прикрытием процедуры с золотой урной назначить своего «преемника» для Панчен-ламы Х, скончавшегося в 1989 году. Гендюн Чоки Нима, которого признал реинкарнацией Далай-лама, бесследно исчез вместе с семьей.
Панчен-лама XI Гьялцен Норбу, которого тибетцы называют «лже-панченом», посещал музей Мао Цзэдуна и другие объекты «красного туризма», а также неоднократно выступал в поддержку партийной линии в Тибете. За это он удостоился приема в правящем политбюро и присутствовал в качестве гостя на партийном съезде. Но в августе 2014-го, когда он отправился в турне по Тибету, китайские чиновники по-прежнему угрожали карательными санкциями монахам, которые откажутся появляться на его церемониях.