1. Общие положения
1.1. Целью данного Положения является защита персональных данных работников от несанкционированного доступа, неправомерного их использования или утраты.
1.2. Настоящее Положение разработано на основании статей Конституции РФ, Трудового Кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ, а также Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации"
1.3. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях обезличивания или по истечении 75 лет срока хранения, если иное не определено законом.
1.4. Настоящее Положение утверждается и вводится в действие приказом генерального директора и является обязательным для исполнения всеми работниками, имеющими доступ к персональным данным сотрудников.
2. Понятие и состав персональных данных
2.1. Персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающиеся конкретного работника. Под информацией о работниках понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни работника, позволяющие идентифицировать его личность.
2.2. В состав персональных данных работника входят:
Анкетные и биографические данные;
Образование;
Сведения о трудовом и общем стаже;
Сведения о составе семьи;
Паспортные данные;
Сведения о воинском учете;
Сведения о заработной плате сотрудника;
Сведения о социальных льготах;
Специальность,
Занимаемая должность;
Наличие судимостей;
Адрес места жительства;
Домашний телефон;
Место работы или учебы членов семьи и родственников;
Характер взаимоотношений в семье;
Состав декларируемых сведений о наличии материальных ценностей;
Подлинники и копии приказов по личному составу;
Личные дела и трудовые книжки сотрудников;
Основания к приказам по личному составу;
Копии отчетов, направляемые в органы статистики.
2.3. Данные документы являются конфиденциальными, хотя, учитывая их массовость и единое место обработки и хранения - соответствующий гриф ограничения на них не ставится.
3. Обработка персональных данных
3.1. Под обработкой персональных данных работника понимается получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника.
3.2. В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:
3.2.1. Обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.
3.2.2. При определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Трудовым Кодексом и иными федеральными законами.
3.2.3. Получение персональных данных может осуществляться как путем представления их самим работником, так и путем получения их из иных источников.
3.2.4. Персональные данные следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а так же о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.
3.2.5. Работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений данные о частной жизни работника (информация о жизнедеятельности в сфере семейных бытовых, личных отношений) могут быть получены и обработаны работодателем только с его письменного согласия.
3.2.6. Работодатель не имеет право получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
3.3. К обработке, передаче и хранению персональных данных работника могут иметь доступ сотрудники:
Бухгалтерии;
Сотрудники службы управления персоналом;
Сотрудники компьютерных отделов.
3.4. Использование персональных данных возможно только в соответствии с целями, определившими их получение.
3.4.1. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.
3.5. Передача персональных данных работника возможна только с согласия работника или в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
3.5.1. При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:
Не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом;
Не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;
Предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном федеральными законами;
Разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, определенным приказом по организации, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
Не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;
Передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном Трудовым Кодексом, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.
3.5.2. Передача персональных данных от держателя или его представителей внешнему потребителю может допускаться в минимальных объемах и только в целях выполнения задач, соответствующих объективной причине сбора этих данных.
3.5.3. При передаче персональных данных работника потребителям (в том числе и в коммерческих целях) за пределы организации работодатель не должен сообщать эти данные третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника или в случаях, установленных федеральным законом.
3.6. Все меры конфиденциальности при сборе, обработке и хранении персональных данных сотрудника распространяются как на бумажные, так и на электронные (автоматизированные) носители информации.
3.7. Не допускается отвечать на вопросы, связанные с передачей персональной информации по телефону или факсу.
3.8. Хранение персональных данных должно происходить в порядке, исключающем их утрату или их неправомерное использование.
3.9. При принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения. Работодатель учитывает личные качества работника, его добросовестный и эффективный труд.
4. Доступ к персональным данным
4.1. Внутренний доступ (доступ внутри организации).
4.1.1. Право доступа к персональным данным сотрудника имеют:
Генеральный директор организации;
Руководители структурных подразделений по направлению деятельности (доступ к личным данным только сотрудников своего подразделения);
При переводе из одного структурного подразделения в другое, доступ к персональным данным сотрудника может иметь руководитель нового подразделения;
Сам работник, носитель данных.
Другие сотрудники организации при выполнении ими своих служебных обязанностей.
4.1.2. Перечень лиц, имеющих доступ к персональным данным работников, определяется приказом генерального директора организации.
4.2. Внешний доступ.
4.2.1. К числу массовых потребителей персональных данных вне организации можно отнести государственные и негосударственные функциональные структуры:
Налоговые инспекции;
Правоохранительные органы;
Органы статистики;
Страховые агентства;
Военкоматы;
Органы социального страхования;
Пенсионные фонды;
Подразделения муниципальных органов управления;
4.2.2. Надзорно-контрольные органы имеют доступ к информации только в сфере своей компетенции.
4.2.3. Организации, в которые сотрудник может осуществлять перечисления денежных средств (страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные организации, кредитные учреждения), могут получить доступ к персональным данным работника только в случае его письменного разрешения.
4.2.4. Другие организации.
Сведения о работающем сотруднике или уже уволенном могут быть предоставлены другой организации только с письменного запроса на бланке организации, с приложением копии нотариально заверенного заявления работника.
Персональные данные сотрудника могут быть предоставлены родственникам или членам его семьи только с письменного разрешения самого сотрудника.
В случае развода бывшая супруга (супруг) имеют право обратиться в организацию с письменным запросом о размере заработной платы сотрудника без его согласия. (УК РФ).
5. Защита персональных данных
5.1. Под угрозой или опасностью утраты персональных данных понимается единичное или комплексное, реальное или потенциальное, активное или пассивное проявление злоумышленных возможностей внешних или внутренних источников угрозы создавать неблагоприятные события, оказывать дестабилизирующее воздействие на защищаемую информацию.
5.2. Риск угрозы любым информационным ресурсам создают стихийные бедствия, экстремальные ситуации, террористические действия, аварии технических средств и линий связи, другие объективные обстоятельства, а также заинтересованные и незаинтересованные в возникновении угрозы лица.
5.3. Защита персональных данных представляет собой жестко регламентированный и динамически технологический процесс, предупреждающий нарушение доступности, целостности, достоверности и конфиденциальности персональных данных и, в конечном счете, обеспечивающий достаточно надежную безопасность информации в процессе управленческой и производственной деятельности компании.
5.4. Защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном федеральным законом.
5.5. "Внутренняя защита".
5.5.1. Основным виновником несанкционированного доступа к персональным данным является, как правило, персонал, работающий с документами и базами данных. Регламентация доступа персонала к конфиденциальным сведениям, документам и базам данных входит в число основных направлений организационной защиты информации и предназначена для разграничения полномочий между руководителями и специалистами организации.
5.5.2. Для обеспечении внутренней защиты персональных данных работников необходимо соблюдать ряд мер:
Ограничение и регламентация состава работников, функциональные обязанности которых требуют конфиденциальных знаний;
Строгое избирательное и обоснованное распределение документов и информации между работниками;
Рациональное размещение рабочих мест работников, при котором исключалось бы бесконтрольное использование защищаемой информации;
Знание работником требований нормативно - методических документов по защите информации и сохранении тайны;
Наличие необходимых условий в помещении для работы с конфиденциальными документами и базами данных;
Определение и регламентация состава работников, имеющих право доступа (входа) в помещение, в котором находится вычислительная техника;
Организация порядка уничтожения информации;
Своевременное выявление нарушения требований разрешительной системы доступа работниками подразделения;
Воспитательная и разъяснительная работа с сотрудниками подразделения по предупреждению утраты ценных сведений при работе с конфиденциальными документами;
Не допускается выдача личных дел сотрудников на рабочие места руководителей. Личные дела могут выдаваться на рабочие места только генеральному директору, работникам отдела персонала и в исключительных случаях, по письменному разрешению генерального директора, - руководителю структурного подразделения. (например, при подготовке материалов для аттестации работника).
5.5.3. Защита персональных данных сотрудника на электронных носителях.
Все папки, содержащие персональные данные сотрудника, должны быть защищены паролем, который сообщается руководителю службы управления персоналом и руководителю службы информационных технологий
5.6. "Внешняя защита".
5.6.1. Для защиты конфиденциальной информации создаются целенаправленные неблагоприятные условия и труднопреодолимые препятствия для лица, пытающегося совершить несанкционированный доступ и овладение информацией. Целью и результатом несанкционированного доступа к информационным ресурсам может быть не только овладение ценными сведениями и их использование, но и их видоизменение, уничтожение, внесение вируса, подмена, фальсификация содержания реквизитов документа и др.
5.6.2. Под посторонним лицом понимается любое лицо, не имеющее непосредственного отношения к деятельности компании, посетители, работники других организационных структур. Посторонние лица не должны знать распределение функций, рабочие процессы, технологию составления, оформления, ведения и хранения документов, дел и рабочих материалов в отделе персонала.
5.6.3. Для обеспечения внешней защиты персональных данных сотрудников необходимо соблюдать ряд мер:
Порядок приема, учета и контроля деятельности посетителей;
Пропускной режим организации;
Учет и порядок выдачи удостоверений;
Технические средства охраны, сигнализации;
Порядок охраны территории, зданий, помещений, транспортных средств;
Требования к защите информации при интервьюировании и собеседованиях.
5.7. Все лица, связанные с получением, обработкой и защитой персональных данных, обязаны подписать обязательство о неразглашении персональных данных работников.
5.8. По возможности персональные данные обезличиваются.
5.9. Кроме мер защиты персональных данных, установленных законодательством, работодатели, работники и их представители могут вырабатывать совместные меры защиты персональных данных работников.
6. Права и обязанности работника
6.1. Закрепление прав работника, регламентирующих защиту его персональных данных, обеспечивает сохранность полной и точной информации о нем.
6.2. Работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.
6.3. В целях защиты персональных данных, хранящихся у работодателя, работник имеет право:
Требовать исключения или исправления неверных или неполных персональных данных.
На свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные;
Персональные данные оценочного характера дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;
Определять своих представителей для защиты своих персональных данных;
На сохранение и защиту своей личной и семейной тайны.
6.4. Работник обязан:
Передавать работодателю или его представителю комплекс достоверных, документированных персональных данных, состав которых установлен Трудовым кодексом РФ.
Своевременно сообщать работодателю об изменении своих персональных данных
6.5. Работники ставят работодателя в известность об изменении фамилии, имени, отчества, даты рождения, что получает отражение в трудовой книжке на основании представленных документов. При необходимости изменяются данные об образовании, профессии, специальности, присвоении нового разряда и пр.
6.6. В целях защиты частной жизни, личной и семейной тайны работники не должны отказываться от своего права на обработку персональных данных только с их согласия, поскольку это может повлечь причинение морального, материального вреда.
7. Ответственность за разглашение конфиденциальной информации, связанной с персональными данными
7.1. Персональная ответственность - одно из главных требований к организации функционирования системы защиты персональной информации и обязательное условие обеспечения эффективности этой системы.
7.2. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.
7.3. Руководитель, разрешающий доступ сотрудника к конфиденциальному документу, несет персональную ответственность за данное разрешение.
7.4. Каждый сотрудник организации, получающий для работы конфиденциальный документ, несет единоличную ответственность за сохранность носителя и конфиденциальность информации.
7.5. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
7.5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него обязанностей по соблюдению установленного порядка работы со сведениями конфиденциального характера работодатель вправе применять предусмотренные Трудовым Кодексом дисциплинарные взыскания.
7.5.2. Должностные лица, в обязанность которых входит ведение персональных данных сотрудника, обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов, либо несвоевременное предоставление таких документов или иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление неполной или заведомо ложной информации - влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере, определяемом Кодексом об административных правонарушениях.
7.5.3. В соответствии с Гражданским Кодексом лица, незаконными методами получившие информацию, составляющую служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки, причем такая же обязанность возлагается и на работников.
7.5.4. Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (в том числе незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющего его личную или семейную тайну, без его согласия), неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и сведений (если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан), совершенные лицом с использованием своего служебного положения наказывается штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо арестом в соответствии с УК РФ.
-1Порядок хранения и использования персональных данных работников фирмы определяет положение о защите персональных данных. Это обязательный внутренний (локальный) документ фирмы, его разрабатывает кадровая служба.
Закон не установил строгой формы положения о защите персональных данных, но он должен соответствовать требованиям, которые предъявляет к защите персональных данных работника ТК РФ.
Основное содержание положения о защите персональных данных
В положении должно быть указано следующее:
- цель и задачи фирмы в области
- понятие и состав персональных данных;
- в каких структурных подразделениях и на каких носителях (бумажных, электронных) накапливаются и хранятся эти данные;
- как происходит сбор персональных данных;
- как они обрабатываются и используются;
- кто (по должностям) в компании имеет к ним доступ;
- как персональные данные защищаются от несанкционированного доступа;
- права работника в целях обеспечения защиты своих персональных данных;
- ответственность за разглашение конфиденциальной информации, связанной с персональными данными работников.
Как работать с положением о защите персональных данных
Положение о защите персональных данных работника утверждает руководитель фирмы или уполномоченное им лицо. А вводится в действие этот документ приказом руководителя.
Положение о защите персональных данных выглядит так, как показано далее.
Положение о защите персональных данных работников
Каждый работник, который в силу своих должностных обязанностей имеет доступ к персональным данным других работников, должен подписать обязательство об их неразглашении.
Перечень лиц, которые имеют доступ к персональным данным работника, обычно оформляют в виде приложения к положению.
В первую очередь это сотрудники кадровой службы, так как они собирают и формируют данные о работнике, руководители структурных подразделений (например, начальники отделов). Однако последние вправе запрашивать только те данные, которые необходимы для выполнения конкретных трудовых функций (например, чтобы рассчитать льготы по налогам, бухгалтерия получит не все сведения о работнике, а только данные о количестве его иждивенцев). Оформляют приложение так.
Список уполномоченных лиц в получении персональных данных работников
Работодатель обязан с положением о защите персональных данных, а работник – расписаться в этом. Факт ознакомления обычно оформляют распиской, которая остается у работодателя. Вот ее образец.
Расписка об ознакомлении с положением о защите персональных данных работников
Положение о защите персональных данных работников — это базовый документ организации, который составляет правовую основу всей работы с данными такого рода. О содержании данного положения и работе с ним и расскажет предлагаемая нами статья.
Положение об обработке личных данных — требования законодательства
Часть 1 статьи 18.1 закона «О персональных…» от 27.07.2006 № 152-ФЗ указывает, что организации или иные субъекты (ИП, органы государственной или муниципальной власти), ведущие работу с личными данными граждан, обязаны принимать необходимые и достаточные меры, чтобы обеспечить выполнение требований как самого ФЗ № 152, так и принятых для его исполнения подзаконных актов. При этом перечень необходимых для выполнения подобных обязанностей мер организация вправе выбирать самостоятельно.
Та же часть 1 статьи 18.1 ФЗ № 152 содержит в себе приблизительный (но не исчерпывающий) перечень мероприятий, которые организация может использовать в ходе работы с личными данными. Пункт 2 части 1 статьи 18.1 ФЗ № 152 указывает, что одной из возможных мер является издание внутренних документов, которые будут определять политику организации в области работы с личными данными, а также иных нормативных актов, определяющих конкретный порядок работы сотрудников организации с таким сведениями.
Следует отметить, что политика организации — это преимущественно декларативный документ, который обозначает лишь общие черты мероприятий, которые будут приняты организацией для выполнения норм законодательства. Правовой основой для обработки личных данных в организации является положение о персональных данных работников.
Анализ статьи 18.1 ФЗ № 152 показывает, что принятие такого положения не является обязательным требованием. В то же время при проведении проверки соблюдения мер безопасности при работе с личными данными организация, согласно части 4 статьи 18.1 ФЗ № 152, должна предъявить такой документ проверяющим либо иным образом подтвердить факт соблюдения норм ФЗ № 152. Таким образом, наличие такого положения можно расценивать как бесспорное доказательство соблюдения требований, предъявляемых к работе с личными данными, поэтому организации все же желательно его разработать. При этом во исполнение требований части 2 статьи 18.1 ФЗ № 152 данное положение должно быть доступно для всеобщего ознакомления либо размещено на сайте организации.
Не знаете свои права?
Содержание положения, образец 2017 года
Перечень вопросов, которые должны быть урегулированы в положении, содержится в статье 18.1 ФЗ № 152. Как правило, они включаются в следующем порядке:
- Общие положения. Здесь указываются:
- цели и задачи действия положения;
- ссылки на иные нормативные акты организации (приказы, инструкции, регламенты);
- ситуации, когда данное положение подлежит применению;
- ответственные за выполнение лица;
- определения используемых в документе терминов и т. д.
- Перечень и порядок применения технических, юридических и иных мер, направленных на защиту личных данных. В данном разделе отражаются:
- вопросы допуска к носителям персональных данных,
- порядок работы с ними,
- требования к компьютерной технике, при помощи которой ведется работа с информацией, и т. д.
- Порядок информирования (инструктажа) сотрудников организации, которые будут допущены к работе с личными данными.
- Периодичность и перечень мероприятий, проводимых в рамках внутреннего или внешнего контроля за соблюдением положения.
- Рамки ответственности сотрудников за нарушение требований положения.
- Оценка возможного вреда и перечень мероприятий, которые могут минимизировать его или вовсе исключить вероятность его причинения.
При разработке положения организации следует учитывать также нормы:
- положения, введенного в действие постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 15.09.2008 № 687 (если в организации данные обрабатываются вручную с использованием бумажных или электронных носителей информации);
- требований к работе со средствами автоматизации, установленными постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 01.11.2012 № 1119 (при использовании компьютерной техники, передаче данных через интернет).
С образцом положения о защите персональных данных 2017 года вы можете ознакомиться на нашем сайте.
Особенности работы с положением
При непосредственной работе с положением о защите персональных данных работников следует помнить, что перечень ответственных за такую работу лиц (либо имеющих допуск к данным) утверждается отдельным приказом. Кроме того, если в организации используются унифицированные бумажные формы учета (книги, реестры, картотеки и т. д.), для их использования, согласно пункту 7 положения № 687, дополнительно требуется издание соответствующих инструкций по работе с ними. При этом стоит помнить, что в организации помимо обработки данных сотрудников часто требуется сбор и хранение данных клиентов и других граждан, поэтому действие положения может быть распространено и на работу с их личными данными.
Подводя итог, отметим, что разработка положения — это своеобразная страховка при проведении проверок организации со стороны Роскомнадзора и других контролирующих органов. Кроме того, положение позволяет упорядочить деятельность сотрудников при работе с личными сведениями, что повысит и степень защиты, и оперативность, и точность обработки.
С 1 июля 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 13-ФЗ), которым детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. В связи с этим мы решили напомнить основные положения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) и гл. 14 ТК РФ, которые регламентируют правила обработки персональных данных работников и гарантии их защиты.
Закон о персональных данных в 2017 г.
Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному либо определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ).
Согласно п. «a» ст. 2 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) персональные данные означают любую информацию об определенном или поддающемся определению физическом лице (субъекте данных).
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ любые действия или операции с персональными данными считаются их обработкой. К таким действиям относятся сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача персональных данных (их распространение, предоставление, доступ к ним), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение данных. Все эти действия могут совершаться с помощью средств автоматизации или без использования таковых.
Организация работы с персональными данными.
Согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указываются фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих его личность, ИНН. Это значит, что каждый работодатель, заключая трудовой договор, получает информацию, относящуюся к персональным данным. Такая информация содержится в документах, предъявляемых работником при приеме на работу:
- в паспорте;
- в военном билете (у военнообязанных);
- в свидетельстве о присвоении ИНН;
- в страховом пенсионном свидетельстве;
- в документах об образовании;
- в водительском удостоверении и документах на машину, если это требуется в связи с исполнением трудовой функции;
- в медицинской справке о прохождении медицинского осмотра (медицинской книжке), если это необходимо в связи с исполнением работником трудовой функции.
В статье 86 ТК РФ установлены общие требования, которые должны соблюдать работодатель и его представители при обработке персональных денных в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина:
- обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;
- при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами;
- все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника можно получить только у третьей стороны, работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;
- работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами;
- работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, кроме случаев, установленных ТК РФ или иными федеральными законами;
- при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;
- защита персональных данных работника от их неправомерного использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;
- работники и их представители должны быть ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;
- работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;
- работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ каждая организация обязана издать документ, определяющий ее политику в отношении обработки персональных данных, локальный акт по вопросам обработки персональных данных, а также локальный акт, устанавливающий процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства РФ, устранение последствий таких нарушений.
Отсутствие в организации локального нормативного акта, устанавливающего порядок обработки персональных данных работников, является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (постановления Московского городского суда от 29.08.2011 № 4а-1743/11, 4а-1742/11, ФАС МО от 27.11.2006 № КА-А40/11424-06 по делу № А40-17389/06-146-165, от 01.11.2006, 08.11.2006 № КА-А40/10787-06 по делу № А40-32068/06-96-156).
Работодатель обязан обеспечить такой порядок хранения персональных данных, который бы ограничивал несанкционированный доступ к ним. Право доступа к персональным данным работника, в частности, имеют:
- руководитель организации (работодатель – индивидуальный предприниматель);
- непосредственный руководитель работника;
- начальник отдела кадров;
- сотрудники отдела кадров;
- сотрудники бухгалтерии.
Так как доступ к персональным данным может иметь не только руководитель организации, ответственность за разглашение персональных данных предусмотрена и для работников организации. Например, согласно п. «в» ч. 6 ст. 81 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе при разглашении персональных данных другого работника.
Закон о персональных данных в 2017 г. К сведению:
Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 (далее – Положение).
Согласно п. 6 Положения лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы:
- о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации;
- о категориях обрабатываемых персональных данных;
- об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).
Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации |
Обработка персональных данных без использования средств автоматизации должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ |
|
Необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях |
||
При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный доступ к ним. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором |
К сведению:
Все документы, содержащие персональные данные работников, такие как личные дела, картотеки, учетные журналы, следует хранить в специально оборудованных шкафах или сейфах, которые запираются и опечатываются. Трудовые книжки работников нужно хранить в сейфе отдельно от личных дел.
Оформление согласия работника на передачу его персональных данных.
В соответствии со ст. 88 ТК РФ передача персональных данных работника третьей стороне без письменного согласия указанного работника не разрешается, за исключением предусмотренных законом случаев. Сразу перечислим ситуации, когда не требуется согласие работника на передачу его персональных данных.
Не требуется согласие работника на передачу его персональных данных |
Нормы законодательства |
---|---|
Третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника |
Абзац 2 ст. 88 ТК РФ, абз. 1 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора |
В ФСС, ПФР в объеме, предусмотренном законом |
Абзац 15 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ, п. 1, 2 ст. 9, п. 1, 2, 2.1, 3 ст. 11, абз. 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, абз. 3 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора |
В налоговые органы |
Подпункты 1, 2, 4 п. 3 ст. 24 НК РФ, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора |
В военные комиссариаты |
Абзац 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, пп. «г» п. 30, пп. «а» – «в», «д», «е» п. 32 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора |
По запросу профессиональных союзов в целях контроля за соблюдением трудового законодательства работодателем |
Абзац 5 ч. 6 ст. 370 ТК РФ, п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора |
По мотивированному запросу органов прокуратуры |
Пункт 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора |
По мотивированному требованию правоохранительных органов и органов безопасности |
Статья 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, п. «м» ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора |
По запросу от государственных инспекторов труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности |
Абзац 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора |
В органы и организации, которые должны быть уведомлены о тяжелом несчастном случае, в том числе со смертельным исходом |
Абзац 5 ст. 228 ТК РФ. Перечень оповещаемых органов и сроки направления извещений о несчастном случае установлены ст. 228.1 ТК РФ |
В случаях, связанных с исполнением работником должностных обязанностей, в том числе при направлении в командировку |
Части 5 – 5.2 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, п. 19 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085, абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ № 1085, абз. 4 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора |
Для предоставления сведений в банк, обслуживающий банковские карты работников, при условии что в договоре о выпуске карт (коллективном договоре, локальном нормативном акте организации) содержится пункт о праве работодателя передавать персональные данные работников либо работодатель действует на основании доверенности на представление интересов работников |
Абзац 10 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора |
Во всех остальных случаях передача персональных данных производится с письменного согласия работника, из которого должно быть ясно, кому будут передаваться его персональные данные и с какой целью.
Кроме того, работодатель обязан предупредить лиц, получающих персональные данные, о том, что данные сведения могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что данное правило соблюдено.
Контроль и надзор за обработкой персональных данных.
Контроль и надзор за обработкой персональных данных работников осуществляются в соответствии с гл. 5 Федерального закона № 152-ФЗ.
К сведению:
Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).
С учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 16-ФЗ , с 01.03.2017 деятельность Роскомнадзора в сфере обработки персональных данных отнесена к государственному контролю и надзору. Теперь Роскомнадзор защищает права субъектов персональных данных – физических лиц и будет проводить проверки организаций и предпринимателей (операторов персональных данных), а также контролировать обработку персональных данных иными операторами. Порядок проведения проверок и других контрольных мероприятий определяет Правительство РФ (ч. 1, 1.1 ст. 23 Федерального закона № 152-ФЗ).
Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания его персональных данных и способов их обработки целям обработки таких данных и принимает соответствующее решение.
Работодателю следует ознакомиться с положениями Приказа Минкомсвязи РФ от 14.11.2011 № 312, которым утвержден Административный регламент по исполнению данной службой функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за правильностью обработки персональных данных. Предметом контроля являются:
- документы, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных;
- информационные системы персональных данных;
- деятельность по их обработке.
Привлечение к административной ответственности за персональные данные.
Согласно ст. 90 ТК РФ лица, виновные в нарушении положений законодательства РФ в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 23 Федерального закона № 152-ФЗ установлено, что уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении положений этого закона. Размер административной ответственности за нарушение закона о персональных данных предусмотрен ст. 13.11 КоАП РФ.
Федеральным законом № 13-ФЗ ст. 13.11 КоАП РФ изложена в новой редакции. В частности, детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. Новая редакция этой статьи начнет применяться 1 июля 2017 года.
Ответственность за персональные данные. К сведению:
До начала действия поправок ст. 13.11 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований гл. 14 ТК РФ, Федерального закона № 152-ФЗ, Федерального закона № 27-ФЗ и других законов, определяющих порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (их персональных данных), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – в размере от 500 до 1 000 руб.;
- на юридических лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Начиная с 01.07.2017 предусмотрена следующая административная ответственность за нарушения закона о персональных данных.
Вид нарушения |
Размер штрафа, руб. |
|
---|---|---|
Для юридических лиц |
Для должностных лиц |
|
Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо их обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, указанных ниже, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния |
От 30 000 до 50 000 |
От 5 000 до 10 000 |
Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на их обработку в случае, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния |
От 15 000 до 75 000 |
От 10 000 до 20 000 |
Обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ в области персональных данных требований к составу сведений, отражаемых в согласии субъекта персональных данных на их обработку в письменной форме |
От 15 000 до 75 000 |
От 10 000 до 20 000 |
Невыполнение предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по опубликованию документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных либо обеспечению иным образом неограниченного доступа к ним |
От 15 000 до 30 000 |
От 3 000 до 6 000 |
Невыполнение предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных |
От 20 000 до 40 000 |
От 4 000 до 6 000 |
Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством РФ в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки |
От 25 000 до 45 000 |
От 4 000 до 6 000 |
Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный доступ к ним, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния |
От 25 000 до 50 000 |
От 4 000 до 10 000 |
Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по их обезличиванию |
От 3 000 до 6 000 |
Уголовная ответственность.
Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни установлена в ст. 137 УК РФ.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что незаконные сбор или распространение сведений о частной жизни лица, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются:
- либо штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до двух лет;
- либо лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок от двух до пяти лет;
- либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет или без такового;
- либо арестом на срок до шести месяцев, лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет.
Возмещение морального вреда.
Согласно ст. 24 Федерального закона № 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований этого нормативного правового документа, несут предусмотренную законодательством РФ ответственность.
Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных данным законом, а также требований к защите персональных данных, подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.
* * *
В заключение перечислим основные обязанности работодателя, которые он должен исполнять при работе с персональными данными:
- разработать и принять локальные нормативные акты, регламентирующие порядок хранения и использования персональных данных работников;
- назначить лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных;
- установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ;
- установить перечень мест хранения документации, являющейся носителем персональных данных работников, а также перечень мер, необходимых для обеспечения сохранности персональных данных, порядок их принятия;
- ознакомить работников под подпись с положением об организации работы с персональными данными;
- брать письменное согласие работников на обработку персональных данных, которое должно быть конкретным и информированным и содержать в себе именно те сведения, на которые работники дают согласие для обработки, а также согласие для передачи своих персональных данных третьим лицам с указанием этих лиц;
- направлять в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных работников в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
За неисполнение названных требований законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности, а в отдельных случаях – и к уголовной.
Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве», опубликованы на сайте http://www.rsoc.ru 24.12.2012.
Федеральный закон от 22.02.2017 № 16-ФЗ «О внесении изменений в главу 5 Федерального закона «О персональных данных» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных, действует в редакции от 24.11.2014.
С. Е. Нестеров,
Как любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к субъекту или позволяющую его идентифицировать (п.1 ст. 3). При этом законодательный акт не содержит разъяснения, какие именно сведения о физическом лице включает в себя данное понятие. В контексте трудовых отношений к ним, как правило, относятся:
- дата рождения;
- паспортные данные;
- адрес регистрации и проживания;
- номер СНИЛС;
- информация об образовании и трудовом стаже.
Это лишь минимальный перечень сведений о себе, которые человек предоставляет при приеме на работу. В процессе сотрудничества к нему добавляются: условия трудового договора и дополнительных соглашений, сведения о постановке на воинский учет, социальные льготы, данные о дисциплинарных взысканиях и поощрениях, отчеты для органов статистики и прочие. Массив полученной информации составляет личное дело работника.
Для чего нужно положение о работе с персональными данными
Принимая человека на работу, предприятие берет на себя функции оператора по обработке данных. Иными словами, работодатель осуществляет сбор, хранение, систематизацию, накопление и обновление информации, касающейся работников. Работа с личными данными ведется как с использованием средств автоматизации, так и без их применения. Обработка конфиденциальных сведений осуществляется не только в период сотрудничества, но и после его завершения, на стадии архивирования. Ст. 22.1 обязывает организации хранить личные дела работников в течение 75 лет. На всех этапах обработки личных сведений работодатель обязан предотвращать передачу их третьим лицам при отсутствии на то законных оснований. Комплекс соответствующих мер должен быть задокументирован как положение о работе с персональными данными работников.
Структура положения о персональных данных
Составляя положение о защите персональных данных 2020, рекомендуется придерживаться следующей структуры:
№ | Раздел | Содержание |
1 | Основные положения | Цели документа, законы, порядок утверждения |
2 | Основные понятия | Определения понятий, упортребляемых в документе |
3 | Состав персональных данных работников | Перечень личных сведений |
4 | Обработка данных | Условия обработки информации |
5 | Комплекс документов | Перечень документов, содержащих личные сведения |
6 | Доступ к персональным данным | Порядок внешнего и внутреннего доступа к информации |
7 | Защита персональных данных | Комплекс мер для обеспечения безопасности конфиденциальных сведений |
8 | Права и обязанности работника | Права работника в отношении обработки данных, обязанность по своевременному уведомлению об их изменении |
9 | Ответственность за разглашение информации | Разъяснение ответственности за нарушение сохранности информации в соответствии с законодательством |
Как ввести в действие положение об обработке и защите персональных данных 2020
На этапе разработки документа его содержание следует согласовать с руководителями отделов, задействованных в обработке данных, и юридической службой. Готовый локальный нормативный акт утверждается . Приказ также издается в случае внесения изменений в текст документа. Если по каким-либо причинам положение о защите личных данных отсутствует на предприятии, необходимо незамедлительно его оформить и довести его содержание до всех работников. Сотрудники, принимаемые на работу, должны прочесть положение до подписания трудового договора. Подтверждение ознакомления с текстом оформляется на усмотрение работодателя. Наиболее удобный способ - ведение журнала ознакомления с локальными нормативными актами. При необходимости работник может сколько угодно раз обращаться за текстом документа. Чтобы упростить данную процедуру, рекомендуется выложить образец положения об обработке персональных данных работника в ресурсы корпоративного электронного доступа.