Комплексный подход к решению задач энергоснабжения Комплексные энергетические решения - это современный подход к созданию систем автономного энергоснабжения самой высокой степени сложности. Инновационные технологии, накопленный многолетний опыт и высокопрофессиональный коллектив - это синергетический эффект успеха АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» в производстве электростанций. Петербургская компания «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» была создана в 2001 году и сегодня является одним из лидеров рынка промышленной энергетики России и стран СНГ Комплекс работ и услуг, предоставляемых компанией, включает: . Разработку проектно-сметной документации для строительства электростанций и ТЭЦ мощностью до 200 МВт, кабельных и воздушных линий электропередачи до 110 кВ и выше, распределительных подстанций всех классов напряжения, преобразовательных комплексов, устройств релейной защиты и автоматики, автоматизированных систем управления технологическими процессами тепловой и электроэнергетики; . Изготовление контейнерных электростанций единичной мощностью от 50 до 2500 кВт, в том числе с утилизацией тепла; . Строительство «под ключ» стационарных, блочно-модульных электростанций и ТЭЦ мощностью до 200 МВт, кабельных и воздушных линий электропередачи 110 кВ и выше, распределительных подстанций всех классов напряжения, преобразовательных комплексов, устройств релейной защиты и автоматики, автоматизированных систем управления технологическими процессами тепловой и электроэнергетики; . Выполнение пусконаладочных работ; . Сервисное обслуживание энергообъектов; . Обучение персонала заказчика; . Предоставление электростанций в аренду; . Поставка ЗИП заказчику; . Эксплуатация и сопровождение эксплуатации энергообъектов; . Техническое обслуживание и ремонт оборудования электростанций. C 2001 года компанией АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» произведено более 1500 энергомодулей суммарной электрической мощностью около 1340 МВт и тепловой мощностью 204 МВт Среди наших заказчиков ОАО «ГАЗПРОМ», ОАО «РОСНЕФТЬ», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «АНК «БАШНЕФТЬ», ОАО «СЛАВНЕФТЬ», ОАО «Зарубежнефть», концерн «Энергоатом», Shell, ОАО «ТРАНСНЕФТЬ», ТНК-ВР, ОАО «Мосэнерго», ГУП «ТЭК СПб», региональные генерирующие компании, ООО «Евроцементгруп», ОАО «Сургутнефтегаз», концерн «TOTAL» и многие другие. География деятельности Охватывает практически все регионы России - от Краснодарского края до острова Сахалин. Наши электростанции работают в Санкт-Петербурге, Москве, Западной Сибири, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, Республиках Саха (Якутия) и Коми, Астраханской и Новгородской областях. АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» сотрудничает с ведущими отечественными и зарубежными производителями энергетического оборудования и комплектующих: Cummins, Wartsila, MTU, MWM, Коломенский завод, Kawasaki, Hitachi, Dresser Rand, Siemens и другие. Качество продукции АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» имеет полный перечень необходимых сертификатов на выпускаемую продукцию и лицензии на все виды производимых работ (услуг). Система менеджмента качества Компании соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Продукция, поставляемая в ОАО «Газпром» аттестована. Предприятие внесено в реестр поставщиков. Компания располагает собственной производственной площадкой (около 18 000 м2), а также представительством в Москве и сервисными центрами в Сургуте, Надыме, Ухте, Салехарде и Хабровске.
АО "Звезда-Энергетика" запустило сборочное производство автономных источников электроэнергии из российских комплектующих. Производственная мощность первой очереди составит 150 изделий в год. Пока спрос на агрегаты невысок, но на предприятии надеются на отложенный спрос. Эксперты называют проект перспективным, аргументируя это возможным ростом рынка и необходимостью менять устаревшие мазутные автономные мощности на Дальнем Востоке.
В конце прошлой неделе петербургское АО "Звезда-Энергетика", специализирующееся на строительстве автономных электростанций, официально объявило о запуске нового сборочного производства на своей производственной площадке на территории Кировского завода. На предприятии продемонстрировали первый автономный источник электроэнергии, полностью собранный, по словам руководства компании, из российских комплектующих. Дизельный двигатель установки произведен на балаковском ОАО "Волжский дизель имени Маминых", электроагрегат поставило курское ОАО "Электроагрегат". На предприятии их смонтировали в единую установку, оснастив системой управления.
Прежде "Звезда-Энергетика" закупала готовые источники энергии у зарубежных поставщиков, выстраивала вокруг них обеспечивающую инфраструктуру и поставляла заказчикам. Однако за последние два года экономические условия изменились: курс рубля по отношению к доллару упал почти в два раза, из-за чего стоимость техники иностранного производства для российских покупателей увеличилась пропорционально. Кроме того, после ведения технологических санкций в отношении российских нефтегазовых компаний монополисты начали выставлять поставщикам технического оборудования требования о наличии в продукции определенной доли российских комплектующих.
"Некоторые госзаказчики прописывают в тендерной документации запрет на участие в конкурсе подрядчиков, которые не могут доказать, что поставят российский продукт", — объяснил председатель совета директоров компании "Звезда-Энергетика" Николай Хаустов.
Продемонстрированная в пятницу на предприятии установка была заказана в начале 2014 года "Газпромом" для обеспечения электроэнергией Чаяндинского месторождения в Якутии. Газ именно этого месторождения наполнит газопровод "Сила Сибири" после его достройки, чтобы после переработки на заводе по сжижению природного газа отправиться в порты Китая и других потребителей Азиатско-Тихоокеанского региона.
Электроагрегат "Звезда-ДГ-630-400-03" обладает номинальной мощностью 630 кВт. Удельный расход дизельного топлива на номинальной мощности при нормальных атмосферных условиях составляет 239 г/кВт ч. Масса снаряженной установки не превышает 11 тонн. Агрегат может быть как основным, так и резервным источником питания.
Производственная мощность первой очереди — около 150 изделий в год при работе в одну смену. Если потребность возрастет, предприятие сможет увеличить объемы производства. Руководство завода предполагает выйти на 150 электроагрегатов с марта 2016 по март 2017 года. На сегодня модульное производство "Звезды-Энергетики" загружено на 65-70%.
"Условно говоря, готовый электроагрегат мощностью 630 кВт всегда стоил $110-120 тыс. Планируя сборку российской установки, мы ставили себе лимитную цену не выше зарубежного аналога. Мы в нее уложились", — утверждает Николай Хаустов.
По словам Николая Хаустова, "Звезда-Энергетика" подала заявки на участие в ФЦП по трем проектам: дизельный агрегат на 1000 кВт, газовый на 1100 кВт и дизельный на 1600 кВт. Расходы на НИОКР, которые должны быть завершены к концу 2016 года, составят 250 млн рублей. За календарный год предприятие планирует выйти на пилотные проекты. В августе "Волжский дизель имени Маминых" отгрузит двигатель для установки мощностью 1000 кВт.
Как рассказал "Ъ" генеральный директор "Звезды-Энергетики" Алексей Андреев, для сборки источников электроэнергии компания наймет не менее 40 сотрудников. "До конца года мы планируем продать около 30 единиц электроагрегатов мощностью по 630 кВт", — добавил господин Андреев. На данный момент в работе около десяти заказов. Среди заказчиков — "Газпром", нефтегазовые компании и судостроительные предприятия, входящие в ОСК.
Начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский отметил, что в данном случае речь идет о росте производства, но пока в рамках дозагрузки имеющихся мощностей. "Более резкое увеличение штата потребуется, если будут открываться новые производственные линии", — сказал эксперт.
По словам господина Хаустова, предприятие рассчитывает на отложенный спрос, который возник в отрасли во время первой волны кризиса. "В 2008 году случился кризис, и первые полгода 2009 года заказов не было вообще, а за вторую половину года мы сделали полтора года производственной программы", — рассказал он.
Дмитрий Кумановский полагает, что ставка на отложенный спрос оправданна. "Вопрос энергообеспечения Дальнего Востока, испытывающего недостаток стационарных мощностей, нужно решать: необходимо заменить выработавшие свой ресурс неэффективные мазутные станции. Соответственно, на рубеже 2018-2020 годов в России будет существенный спрос на мобильные генерирующие станции", — уверен аналитик.
Руководство АО "Звезда-Энергетика" не называет срок, в течение которого окупятся расходы на НИОКР, поскольку спрос на электроагрегаты неравномерен в течение года. Осенью большое количество заказов поступает "под зимник". Кроме того, в конце года госзаказчики осваивают заложенные в бюджете деньги. "Мы уверенно себя чувствуем, когда получаем годовую выручку 8-10 млрд рублей. Меньше 8 млрд рублей — мало. Больше 10 млрд рублей — трудно", — добавил Николай Хаустов. Он также отметил, что объем продаж в прошлом году достиг рекордной планки в 15 млрд рублей, часть оборота пришлась на экспортные заказы.
Стоит отметить, что в обозримом будущем "Звезде-Энергетике" может потребоваться новый поставщик дизельных двигателей для установки мощностью 630 кВт, так как "Волжский дизель" с весны прошлого года проходит процедуру банкротства, в декабре на предприятии введена процедура внешнего управления. На возврат долгов предприятия претендуют "Новикомбанк" и "Газпромбанк". В начале марта в арбитражный суд поступило требование "Альфа-банка" утяжелить реестр требований кредиторов на 225 млн рублей, включив в него кредитную организацию. Процедура наблюдения продлится до 31 мая 2017 года, после чего предприятие из Саратовской области либо разберется с долгами, либо пойдет с молотка.
Дмитрий Кумановский оценивает перспективы сборочного производства положительно. "Рынок автономной распределенной генерации, основанной на двигателях внутреннего сгорания, составляет в Восточной Европе, куда входит РФ, около $150 млн. Но к 2018-2020 году может вырасти на 18 процентов, до $180 млн. Поэтому новое конкурентное по цене и качеству производство вполне может поглотить объемы производства новых российских генераторов", — считает он.
Основной спрос обеспечивает коммунальное хозяйство и распределенная генерация в дальних населенных пунктах, куда нецелесообразно тянуть ЛЭП. Также спрос идет со стороны нефтегазовой отрасли, где необходимо обеспечивать энергией обустраиваемые месторождения. Соотношение этих двух отраслей — примерно 60% на 40%.
Герман Костринский
Петербургское АО "Звезда–энергетика" станет первым в России производителем дизельных и газовых электростанций из отечественных комплектующих.
Основных потребителей ее продукции, госкомпании нефтегазовой индустрии (" ", " ", " " и т. п.), из–за санкций правительство обязало покупать только отечественное оборудование. Вот петербургскому производителю и приходится все чаще заменять иностранных поставщиков на российских. Раньше комплектующие для агрегатов (сочетание двигателя и генератора) электростанций "Звезды–энергетики" поставляли известные во всем мире компании: финская Wartsila, германские MWM, MTU Friedrichshafen, американская Cummins. А теперь, в соответствии с новой политикой, производитель закупает двигатели от "Волжского дизеля им. Маминых", а генераторы - от курского "Электроагрегата". Компания уже провела первые испытания полностью отечественного дизельного агрегата мощностью в 630 кВт и начнет выпускать его летом этого года.
Из отечественных компонентов разрабатываются более мощный дизельный агрегат на 1 тыс. кВт и газопоршневой на 1,1 тыс. кВт.
Работаем на перспективу
Научно–исследовательские и опытно–конструкторские разработки частично финансирует РФ. В конце 2015 года министерство выделило "Звезде" на эти цели 70 млн рублей.
Еще 81 млн рублей из собственных средств компания направила на сооружение испытательных стендов и модернизацию мощностей, расположенных на территории Кировского завода. В итоге предприятие сможет выпускать 150 электростанций в год.
Серийное производство полностью отечественных электростанций компания планирует начать в I квартале 2017 года. Новой продукцией, по словам гендиректора "Звезды–энергетики" Алексея Андреева, интересуются в основном нефтегазовые компании.
Портфель заказов предприятия за 2015 год возрос с 11 млрд до 14,6 млрд рублей, а выручка увеличилась на 7%, превысив отметку 6 млрд рублей.
"У нас большую часть занимают длинные проекты, продолжительностью 2–3 года, что придает уверенность, так как портфель заказов сформирован до 2019 года", - оптимистичен Алексей Андреев. В работе находятся 15 проектов общей электрической мощностью 250 МВт.
В частности, компания создает энергетическую инфраструктуру порта Сабетта (ОАО "Ямал СПГ"), Юрубчено–Тахомского нефтяного месторождения (ПАО "Востсибнефтегаз", входит в ).
Рано радоваться
Емкость российского рынка модульных, дизельных и газовых электростанций эксперты оценивают в 15–20 млрд рублей в год. Российские производители занимают 20% этого рынка, остальное приходится на импорт.
АО "Звезда–энергетика" считается крупнейшим игроком. С такой оценкой соглашаются петербургские конкуренты компании - ООО "НГ–Энерго", ГК "Альянс", а также "РЭП–Холдинг", управляющий Невским заводом.
По оценке начальника аналитического отдела инвесткомпании "ЛМС" Дмитрия Кумановского, доля рынка "Звезды–энергетики" не превышает 8%.
"В год в Российской Федерации открывается 5,2 тыс. новых скважин ежегодно - нефтяных и газовых. Для их энергообеспечения требуется 10,5 тыс. генераторов, а цикл замещения у них составляет 5 лет. Потребность рынка - 2 тыс. генераторов в год", - объясняет Дмитрий Кумановский.
"Благодаря девальвации у отечественных компаний появился шанс вернуть себе рынок - из–за обесценения рубля импортная продукция стала дороже отечественной. Конкурировать с иностранными производителями, у которых объемы выпуска продукции в сотни раз выше российских, раньше было невозможно. За 20 лет российские предприятия растеряли позиции", - говорит Алексей Андреев.
Не все разделяют его оптимизм. Представитель ГК "Альянс" неавторизованно сообщил, что тоже пробует импортозамещение.
"Поставщики электростанций просто сборщики. Мы скованы тем, что в России никто не делает качественных генераторов. А двигатели с советских пор не изменились. Качество их сборки оставляет желать лучшего. Если Минпромторг готово выделять деньги, то тут нужны не миллионы и даже не миллиарды, а десятки миллиардов на новый завод по производству двигателей. А с нынешними темпами у нас еще не скоро будут свои двигатели", - полагает эксперт.
Полное импортозамещение в строительстве контейнерных электростанций невозможно. Заменить импортные комплектующие на отечественные можно максимум на 30% от стоимости агрегата. Пока у нас не будет налажено производство двигателя, ничего не сдвинется. А у нас ничего нет для производства дизеля: в 1990–е годы загублено. На заводе имени Маминых в советское время сделали тепловозный двигатель и теперь на его базе пытаются что–то изобразить. Но этот дизель как был разработкой 1970–х годов, так ею и остался.
Роман Бузанов
Технический Директор Официального Дилера Морских, Индустриальных Дизельных Двигателей И Дизель–Генераторных Установок Mitsubishi Ооо "М–Моторс"
В вопросе импортозамещения главное - не спешить. Главная задача не столько экономия, сколько создание такого оборудования, которое другим сложно получить. Что касается снижения цены на такую продукцию, то поначалу стоимость отечественного продукта будет даже выше, потому что сейчас соотношение цена–качество наиболее приемлемо у иностранных производителей агрегатов. И потом - отечественным производителям нужно будет хорошо вложиться в новые мощности, найти новых поставщиков и так далее. Снижения цены придется ждать.
Станислав Митрахович
Ведущий Эксперт Фонда Национальной Энергетической Безопасности
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
В последние годы многомиллиардные траты компании «Газпром» стали намного прозрачнее. Но только для своих
Игорь Попов
Простой вопрос: кто победит в объявленном «Газпромом» тендере на поставку грузовиков «Урал», если известно, что эту технику производит лишь один завод в мире - ОАО «Урал» из города Миасса? И если этот самый завод участвует в тендере? Ответ на вопрос не такой очевидный, как вам может показаться. Первое место в конкурсе, проходившем в 2004 году, одержало некое ООО, название которого никому ни о чем не скажет.
Гигантские траты российских естественных монополий уже стали притчей во языцех. Откаты, гирлянды посредников, подозрительное завышение цен на приобретаемую продукцию, непрозрачная отчетность-все это наносит компаниям ущерб, исчисляемый в сотнях миллионов долларов. Панацея, придуманная от этой болезни рынком, - размещение заказов на поставку товаров и услуг только через конкурсы. Однако опыт, который «Газпром» приобрел в 2005 году, показывает: внутренние враги монополии и это лекарство проглотили без особых последствий.
Завод «Волжский дизель им. Маминых» (город Балаково Саратовской области) в недоумении. В 2004 году предприятие по заказу и на средства «Газпрома» разработало мобильную дизельную электростанцию, менеджеры потирали руки в ожидании крупных контрактов. Но «Газпром» будто забыл про балаковский двигатель.
Гендиректор предприятия Виктор Хвостиков никак не возьмет в толк, почему «Газпром» продолжает покупать дизельные электростанции у питерской компании «Звезда-Энергетика» по полмиллиона за штуку, тогда как за аналогичный продукт «Волжский дизель» просит $120 000. Разницу в цене дает двигатель: у электростанций «Звезды» он американский, у «Волжского дизеля» - свой. «Я не исключаю, что среди учредителей «Звезды»-главный энергетик «Газпрома» Гаррий Шварц и его заместитель Игорь Белоусенко»,-заявил Хвостиков в интервью Forbes.
«Жигули» дешевле «Мерседеса», но это не значит, что они лучше,-объясняет в свою очередь энергетик Гаррий Шварц в интервью Forbes.-Мы покупаем около 30 станций в год, бывает и по $500 000, бывает и дороже. Только я никакого отношения к компании «Звезда-Энергетика» не имею».
Согласно информационной системе «СПАРК» агентства «Интерфакс», главный энергетик «Газпрома» в 2004 году был председателем совета директоров АО «Звезда-Энергетика», а Игорь Белоусенко - членом совета директоров компании. Гендиректору «Звезда-Энергетика» Леониду Пономареву при этом «ничего не известно» о работе Шварца в его компании. Пономарев, правда, вспомнил Белоусенко; этот менеджер, по его словам, направлен в совет директоров АО «Звезда-Энергетика» газовой монополией «для координации». «Денег за это он не получает», -уточнил Пономарев. Деньги получает «Звезда-Энергетика», выручка компании в прошлом году составила около $45 млн.
«Все закупки «Газпрома» в основном держатся на личных связях и ведутся через близкие сотрудникам монополии компании», -комментирует один из нефтегазовых аналитиков, попросивший не называть его имени в печати. Может, в этом и есть секрет успеха «Звезды»? Президент компании Николай Бех в интервью журналу «Признание» так говорит о своих методах организации сбыта продукции: «Очень большое значение имеет деловая репутация руководителя. Ведь еще с социалистических времен моими партнерами, друзьями, коллегами были специалисты, которые сейчас занимают ключевые посты в российском производстве. Они поддерживают нас, доверяют нашим обязательствам...» Напомним, что Николай Бех в 1987-1997 годах был гендиректором КамАЗа, а в 2001-2002 годах-старшим вице-президентом газовой корпорации «Сибур».
Этот пример иллюстрирует непрозрачность закупочной политики «национального достояния». В 2004 году операционные расходы «Газпрома» превысили $30 млрд. Как были потрачены эти деньги? В бюджете компании $19 млрд проходят по маловразумительной статье «платежи дочерним компаниям», на «прочие расходы» записано $2 млрд. Насколько эффективно были потрачены эти средства, специалисты сказать затрудняются. «Это же не МКАД, где дырочку просверлил и узнал, из скольких слоев она состоит,-говорит представитель сервисной компании, пожелавший сохранить анонимность. - На газовых месторождениях попробуй проверь, сколько песка на засыпку болота ушло».
«Структура государственная, людей надо как-то кормить», - кивает один из поставщиков монополии. По его словам, желание очистить систему закупок со стороны руководства «Газпрома» заметно, но решение проблемы упирается в «среднее звено». «Крупные контракты отслеживает высший менеджмент компании, а средние и мелкие растаскиваются управленцами в отделах и департаментах,- говорит поставщик.- Воровство при закупках через откаты и фирмы-прокладки происходит и в частных компаниях, только в меньших масштабах, да и борются частники с этим эффективнее». Стоимость сложной машиностроительной продукции для «Газпрома» можно завысить в несколько раз; на простых продуктах, например трубах, «комиссия» невелика, зато объемы поставок огромны.
Заказы на строительство в этой «газовой Чечне» распределяются слишком предсказуемым образом. Возьмем хотя бы компанию «Стройтрансгаз» - 80% ее выручки (более $1 млрд в год) дают инвестиции «Газпрома» в капитальное строительство. «За многие годы сотрудничества с «Газпромом» подрядчик и заказчик хорошо «притерлись» друг к другу, что облегчает их взаимодействие»,-двусмысленно отмечают в своем отчете аналитики «Тройки Диалог».
В 1990-е годы акционерами «Стройтрансгаза» были ближайшие родственники и друзья Виктора Черномырдина, тогдашнего главы «Газпрома» Рема Вяхирева и его заместителя Вячеслава Шеремета - фундамент, на котором строились отношения заказчика и исполнителя, понятен. После прихода в «Газпром» команды Алексея Миллера звезда «Стройтрансгаза» должна была закатиться. Компанию упрекали, в частности, в неоправданно высоких расценках на услуги. На место «Стройтрансгаза» метила созданная летом 2002 года газпромовская «дочка» «Газпром -стройинжиниринг».
Однако ничего не изменилось. Доля «Стройтрансгаза» с 2003 года в программе капитального строительства «Газпрома» и аффилированных с ним структур снизилась всего на 1 процентный пункт - до 44% в 2005 году. Близких родственников «старой гвардии» в компании уже нет, зато здесь работают яркие представители вяхиревской команды - к примеру, бывший зампред правления и главный бухгалтер «Газпрома» Ирина Богатырева. И «Газпром» по-прежнему платит «Стройтрансгазу» слишком много денег. По расчетам Вадима Клейнера, директора по корпоративным исследованиям фонда Hermitage Capital Management (миноритарного акционера «Газпрома»), строительство газопроводов (в том числе силами «Стройтрансгаза») обходится монополии в 3,4 раза дороже, чем заказчикам в других странах. «Отсутствие реальной конкуренции в капитальном строительстве не позволяет снизить стоимость строительно-подрядных работ с одновременным повышением их качества»,-сообщает Счетная палата в отчете по проверке деятельности «Газпрома».
В «Газпроме» эти данные не комментируют. Гигант (выручка за 2005 год, по предварительным оценкам, $44,6 млрд, чистая прибыль - $15,4 млрд) вообще не привык мелочиться. За бурение скважин монополия платит на 44-57% дороже, чем американские и канадские коллеги. Затраты «Газпрома» на разработку Заполярного месторождения в 2004 году составили $8,5 на один баррель прироста нефтяного эквивалента. Расходы «НОВАТЭК», ведущего разработку на соседнем месторождении, оказались на 75% меньше. Данные по проектам 2005 года появятся к середине 2006 года, но аналитики уже говорят, что революции в «Газпроме» не свершилось.
Помните, один из поставщиков отмечал желание руководства «Газпрома» очистить систему расходов от прилипал? Дело это непростое, начинать надо с малого. Для обеспечения своей жизни и деятельности монополия закупает продукцию тридцати тысяч наименований -транспорт, топливо, трубы, газоперекачивающие агрегаты, электростанции, спецодежду. В прошлом году на эти цели было потрачено около $4 млрд.
В июле 2004 года совет директоров «Газпрома» утвердил положение о размещении заказов на поставку материально-технических ресурсов компании преимущественно на конкурсной основе. Предполагалось, что уже в 2005 году доля закупок МТР на конкурсной основе составит 50%, в 2006 году - 80%. По расчетам ООО «Газком-плектимпэкс», «дочки» «Газпрома», обеспечивающей монополию материально-техническими ресурсами, закупки на открытых тендерах сэкономят (при условном годовом бюджете закупок в 90 млрд рублей) 3,7 млрд рублей в 2005 году и почти 6 млрд рублей в 2006 году.
В декабре стали известны первые результаты этого эксперимента. Как сообщили Forbes в «Газпроме», в 2005 году на закупку материально-технических ресурсов было выделено 113 млрд рублей, 40% из них получили поставщики, победившие на открытых конкурсах. Экономический эффект от внедрения конкурсных процедур в 2005 году в «Газпроме» оценивают в 1,5 млрд рублей.
До запланированного не дотянули, но лиха беда начало. И кто победители конкурсов? В «Газпроме» Forbes заверили, что газовая монополия не работает с «фирмами-однодневками и компаниями с сомнительной репутацией». Смотрим результаты соревнований. Известно, что газовая монополия в основном закупает трубы (700 000-800 000 т) производства трех российских и одного украинского заводов - Волжского, Выксунского, Челябинского и Харцызского. Но победителем конкурса на поставку в будущем году более 240 000 т труб признано московское ООО «Торговый дом «Трубная продукция», учрежденное некой неназванной гражданкой России в сентябре 2004 года с уставным капиталом 10 000 рублей.
По свидетельству Вадима Клейнера, годом ранее закупки труб для «Газпрома» производились через ООО с похожим названием - «Трубный торговый дом». Фирма, зарегистрированная в марте 2003 года с уставным капиталом 10 000 рублей, продала газовой монополии продукции на $700 млн. Владельцем удачливого предприятия тоже являлась гражданка России, некая Елена Русская.
Разумеется, «Газпрому» виднее, как и с кем ему работать. Но миноритарным акционерам газового концерна вряд ли понравятся данные, которые демонстрирует Вадим Клейнер: до 2002 года включительно монополия приобретала продукцию Харцызского трубного завода напрямую; в 2003-2004 годах продукция украинского предприятия выросла в цене на 1%,но «Газпрому», который подключил к поставкам посредников, харцызские трубы обходятся теперь на 35% дороже.
Почем продает товар газовому концерну учредительница «Торгового дома «Трубная продукция», корреспонденту Forbes установить не удалось. Указанный в учредительных документах ООО телефон, как выяснилось, находится в квартире жилого дома; обитатели квартиры на все вопросы о «Газпроме» испуганно отвечают: «Вы ошиблись номером». Впрочем, директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко тоже никогда не слышал о таких крупных операторах рынка, как ТД «Трубная продукция» и «Трубный торговый дом».
Вот еще пример. «Газпром» традиционно использует на своих производствах газоперекачивающие агрегаты, произведенные «Пермскими моторами» и рыбинским «НПО «Сатурн». Однако в конкурсе на поставку этого дорогого (от 80 млн до 200 млн рублей) оборудования победили некие ООО, учрежденные другими ООО из Новосибирска и Горно-Алтайска.
«НПО «Сатурн» стабильно поставляет газоперекачивающие агрегаты «Газпрому» начиная с 1999 года»,-говорит начальник отдела рыбинского предприятия Александр Троицкий. Как в схеме поставок задействованы посредники, Троицкий обсуждать отказался. По его словам, это коммерческий секрет. Секрет «Газпрома» или поставщиков? «Когда предприятия совместно работают, появляются общие коммерческие секреты»,-объясняет Троицкий.
Почему среди победителей тендеров «Газпрома» так много малоизвестных фирм? Руководитель «Газкомплектимпэкса» Валерий Голубев отказался отвечать на этот вопрос. «Валерий Александрович-добрый человек и не хочет ни с кем ссориться»,-пояснили его отказ в компании.
Можно предположить, что с введением конкурсного распределения заказов в жизни «Газпрома» и его давних партнеров мало что изменилось. Если раньше посредник поставлял компании товар «по дружбе», то теперь он это делает как победитель конкурса. Немало способствуют этому непрозрачность конкурсной системы, отсутствие внятных объяснений, как в каждом конкретном случае определяется финалист. А также то обстоятельство, что к участию в тендерах допускаются не все желающие, а только те, кого пригласит «Газпром».
«Hermitage Capital ежегодно ставит перед «Газпромом» вопросы о системе закупок МТР, но ответов мы не получаем. На любую другую критику они реагируют, но эту меньше всего комментируют,- говорит Вадим Клейнер.-В зону закупок МТР акционерам и аналитикам доступ закрыт».[...]
«Нужен приказ о закупках напрямую у производителей,-уверен руководитель машиностроительного холдинга, ежегодно поставляющего «Газпрому» продукции на 1 млрд рублей.- Понятно, что посредники никогда не дадут лучших условий, чем заводы». Но такого приказа пока нет. А если появится, не будет ли найден способ обойти и это ограничение? Пока на все «неудобные» вопросы в «Газкомплектимпэксе» отвечают хладнокровно: «Управлению безопасности ООО «Газкомплектимпэкс» неизвестны случаи разоблачения коррумпированных сотрудников ОАО «Газпром».